05:36 27 Февраля 2017
Прямой эфир
Сухумский вокзал

Чемодан, вокзал, Сухум

© Фото: из архива Анзора Агумаа
В Абхазии
Получить короткую ссылку
Абхазия: путешествие во времени (39)
73080

В день 65-летия со дня начала эксплуатации Сухумского вокзала читайте о нем в материале Арифы Капба.

Туристы, приезжающие в Сухум и разгуливающие по городу с фотоаппаратом в руках, чаще всего снимают  места всем известные – набережную, пальмы, море, но самые любопытные из них часто ищут гораздо более интересные и нетривиальные места. Помню, как-то в официальном аккаунте в instagram одного известного журнала о путешествиях я нашла потрясающей красоты фото заброшенного вокзального зала. Буквально цветущие посреди когда-то действующего вокзала деревья и растения объединились в один рисунок с обветшалой, но все еще сохраняющей прежнюю красоту росписью стен. Когда-то здесь кого-то встречали, кого-то провожали, кого-то ждали.  

Помимо центрального железнодорожного вокзала, который функционирует, хотя большая часть этого прежде красивого здания долгое время находилась в удручающем состоянии, другими важными городскими вокзалами были "Келасурский" и станция "Бараташвили", теперь "Гума". 

Сухумский вокзал.
© Sputnik / Томас Тхайцук

Горожане со стажем помнят, как центральный вокзал строили во второй половине сороковых годов прошлого века. Главной рабочей силой во время строительства были заключенные, вспоминает 83-летний житель Сухума Гарри Сигалевич. 

"Помню, место было огорожено, и была специальная охрана, сюда привозили тех, кто сидел в тюрьме, и именно они строили вокзал", — вспоминает Сигалевич. Также он рассказывает о том, что уже была проложена прямая железнодорожная связь с Москвой и другими городами. До этого все поезда приходили в Адлер, а дальше в Сухум пассажиры ехали на автобусах. 

Посмотреть на новенький, роскошный сухумский вокзал ходил весь город, вспоминает Гарри Евгеньевич. "Хоть все эти вокзалы, которые тогда строили по городам, были однотипные, все равно было красиво, все чисто, очень аккуратно, было приятно туда приехать, просто посмотреть на все, не то что сейчас", — вспоминает старый горожанин. 

"Станция "Бараташвили" появилась позже, — вспоминает Сигалевич. — Там все поезда останавливались буквально на три минуты. Там тоже все было красиво, ухоженно, и помню, при станции работал прекрасный буфет".

Третьим вокзалом города считался "Келасурский". Большинство сухумчан, с которыми мне довелось побеседовать на эту тему, считают, что именно этот вокзал появился в городе раньше остальных, но никто вспомнить точную дату его постройки не смог. Однако тут некоторое разъяснение внес журналист, историк Георгос Григориадис. Благодаря вырезке из старой греческой сухумской газеты "Кокинос Капнас", он установил, что уже к декабрю 1935 года строительство вокзала в Келасуре подходило к завершению, на том этапе оставалось лишь установить оконные рамы. Соответственно, Григориадис делает вывод о том, что открыт и готов к эксплуатации этот объект был уже в 1936 году. 

Фото из статьи греческой сухумской газеты Кокинос Капнас (в переводе - Красный табаковод) о завершающем этапе строительства Келасурского вокзала, декабрь 1935 года
© Фото: предоставлено Георгосом Григориадисом
Фото из статьи греческой сухумской газеты "Кокинос Капнас" (в переводе - Красный табаковод) о завершающем этапе строительства Келасурского вокзала, декабрь 1935 года

Зато многие помнят, что он отличался красотой росписи стен, отличным рестораном, куда съезжался весь город "на обед", а еще своим очень удобным расположением у моря.

"В конце пятидесятых к вокзалу постоянно приходили туристические поезда. Они тут останавливались, пассажиры выходили, у них была экскурсия, многие купались в море, которое начиналось прямо за железнодорожными путями. И такое было", — рассказал Сигалевич. 

А еще Келасурский вокзал был промежуточным пунктом для тех поездов, которые шли по конечным маршрутам Москва-Баку, Москва-Ереван, Москва-Тбилиси и многих других. Движение было довольно оживленным, а билеты можно было купить прямо в кассе на "Келасурском". Центральный же сухумский вокзал был главной станцией для прямого поезда Сухум-Москва. 

Гарри Сигалевич вспоминает, что билет Москва-Сухум в пору его молодости стоил около 32 рублей: "После 1961 года ввели впервые страхсбор в 30 копеек, и тогда, помню, была паника — за что с пассажиров берут 30 копеек», — улыбнулся Гарри Евгеньевич, воспоминая молодость. 

Ученый Сурам Сакания, говоря о вокзальной архитектуре Сухума, подчеркивает, что все вокзалы, которые строились в сталинское время, возводились чаще всего под руководством русских инженеров и строителей, однако в документы по личной "протекции» товарища Сталина порой вписывались и грузинские имена. Так, он припомнил, что по одним документам архитектором проходил некто по фамилии Калдани. 

Кстати, к архитектуре этого же периода Сакания относит не только вокзалы, но и некоторые другие объекты, в том числе Гумистинский мост. Он, по мнению Сурама Сакания, не имеет себе равных по изяществу форм и всей конструкции. В тот же период были выстроены дом Правительства, ныне Администрация президента, которая выходит на набережную Махаджиров и здание дворца спорта имени Багапш на Красном мосту.

"Красоту форм всех перечисленных зданий, — считает Сакания, — прежде всего, создают правильные пропорции. Например, Сухумский вокзал своими пропорциями и масштабом не давит на человека угнетающе, как это свойственно многим монументальным вокзалам, рядом с которыми человек себя чувствует невесомой песчинкой".

Дисгармонию ученый видит в другом, а именно в том, что центральный вокзал расположен чуть ниже центральной трассы, что, по мнению Сакания, слегка искажает вид этого архитектурного памятника, подобно тому, как искажается фигура человека, если на него смотреть сверху. 

Все вокзалы построены в стиле сталинского классицизма, некоторые – в стиле сталинского ампира. В целом, этот стиль был призван показать всю мощь режима и весь размах будущих преобразований, сулящих всем гражданам советской страны "светлое будущее". 

Некоторая помпезность стиля, однако, не мешала идеальному функционированию и блестящей организации работы вокзалов. Как вспоминают жители города, вокзалы были очень удобны для пассажиров. Даже несмотря на довольно внушительный оборот пассажиров, никогда не было ни толпы, ни очереди, ни какой-то значительной задержки рейсов. 

Сейчас же все это в прошлом. Келасурский вокзал находится в полном забвении и заброшенности двадцать с лишним послевоенных лет, центральный вокзал функционирует, но до полного восстановления еще далеко.  А вот станция "Гума" с легкой руки активистов возродилась в новом качестве. Теперь это модное в городе пространство для выставок, арт-перфомансов и даже концертов, как-то в нем выступала оперная певица, Народная артистка Абхазии Алиса Гицба. 

Практика делать из старых, заброшенных и уже не функционирующих вокзалов, фабрик, станций, гаражей площадки для современного искусства — это давняя и успешная мировая практика. Стоит вспомнить Гамбургский вокзал или музей современного искусства Истанбул Модерн в Стамбуле. Примеров множество, смысл один – часто именно в стенах старых, всеми заброшенных домов и зданий,  давно потерявших свой функциональный резерв, рождаются и там же приживаются новейшие идеи современных художников – так появляются ультрамодные арт-пространства. У Сухума здесь огромная перспектива. 

Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах

Скачать приложение для iPhone >>

Скачать приложение для Android >>

Темы:
Абхазия: путешествие во времени (39)