Вечерний Сухум - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Последние новости Абхазии в материалах Sputnik Абхазия.

Княжеская усыпальница

© Sputnik / Томас ТхайцукСъемки передачи "Поедем, поедим!" в селе Лыхны
Съемки передачи Поедем, поедим! в селе Лыхны - Sputnik Абхазия
Подписаться
Об одном из самых известных и больших сел в Абхазии - Лыхны читайте в материале Арифы Капба.

Лыхны — одно из самых известных и больших сел в Абхазии. Территориально это абхазское село расположено совсем недалеко от Гудауты, примерно в четырех километрах. Село имеет давнюю и интересную историю. Это место, где жили абхазские владетельные князья, где родился Нестор Лакоба, где похоронен виднейший кавказский ученый Георгий Дзидзария, где есть огромная поляна – Лыхнашта – место легендарных народных сходов. А еще в Лыхны стоит уникальный храм.

© Sputnik Илона ХварцкияСело Лыхны
Село Лыхны - Sputnik Абхазия
Село Лыхны

Лыхны в античный период было древнегреческой колонией Зуфу. Вплоть до упразднения абхазского княжества в 1864 году в этом красивейшем месте на огромной поляне в своих владениях жили князья Чачба-Шервашидзе. Эти места иногда называли их зимней резиденцией. Рядом с ее развалинами и по сей день стоит древнейший храм.

По свидетельству специалистов, храм был построен в X-XI веках, по своей архитектуре он крестово-купольный, но не самый стандартный из этого типа. Диаметр барабана купола очень маленький, и вследствие этого у храма узкие неф и трансепт. Если сравнивать его с драндским крестово-купольным храмом, тоже имеющим форму креста, ширина рукавов этого храма совпадает с огромным барабаном купола.

© Sputnik Илона ХварцкияХрам в селе Лыхны
Храм в селе Лыхны - Sputnik Абхазия
Храм в селе Лыхны

Кто строил этот храм, каково было имя средневекового зодчего – здесь мнения расходятся. Разнятся сведения и о том, при каком царе воздвигали храм – это могли быть и Георгий II, и Феодосий II, и Леван III, последний особо проявил себя в деле воздвижения культовых сооружений. Известно лишь то, что по образу и подобию Лыхненского храма были построены Зеленчукский и Шоанинский храмы в Карачаево-Черкесии. Все это неудивительно, ведь именно абхазские епископы и цари проповедовали христианство на Северном Кавказе.

Лыхненский храм Успения Богородицы исследовали многие специалисты и ученые. Профессор Башкиров отмечал, что в храме "чувствуется высокохудожественная эпоха и сильный мастер".

В XIV веке в храме появилась фресковая роспись. "Храм привлекает внимание строгостью форм, гармонией и чистотой пропорций, что, несомненно, свидетельствует о большом мастерстве зодчих," — пишет историк Вианор Пачулия. Также по свидетельству Пачулия, в храме была найдена древнегрузинская надпись, свидетельствовавшая о наблюдении в этих местах кометы в 1066 году.

© Фото : предоставлено Александром СкаковымХрам успения Богородицы в Лыхны.
Храм успения Богородицы в Лыхны. - Sputnik Абхазия
Храм успения Богородицы в Лыхны.

Помимо Сафарбея Чачба, младшего сына легендарного владетельного князя Абхазии Келешбея, в младенчестве крещенного и названного Георгием, в храме покоится и другой Георгий Чачба, но он уже был сыном последнего владетельного князя Михаила Чачба-Шервашидзе. Лыхненский храм считается усыпальницей этого известного княжеского рода.

А еще именно тут, в Лыхны, рядом с храмом находится одно из семи главных святилищ Абхазии – Лых-ныха. Это святилище наряду с такими известными абхазскими святилищами, как Дыдрыпш-ныха, Лдзаа-ныха, Лашкиндар-ныха, Елыр-ныха, Инал-куба и Адагуа-ныха, является местом молений и обрядов, почитаемых у нашего народа.

© Sputnik / Илона ХварцкияПасхальная служба в храме Успения Божьей Матери в селе Лыхны.
Пасхальная служба в храме Успения Божьей Матери в селе Лыхны. - Sputnik Абхазия
Пасхальная служба в храме Успения Божьей Матери в селе Лыхны.

Моления у Лых-ныха проводятся каждый год и имеют довольно регулярный характер в отличие от некоторых других святилищ.

Такие сакральные места имеют важнейшее значение в жизни абхазов. Во время Отечественной войны лидер Абхазии, первый президент Владислав Ардзинба лично возглавил моление на одном из главных святилищ — Дыдрыпш-ныха.

В прежние времена человека, которого подозревали во лжи и злодеянии, приводили к святилищу, или, чтобы доказать свою "чистоту", он приходил сам, ибо знал, что лгуна настигнет проклятье святилища. И по сей день многие люди в Абхазии верят в эти древние законы.

Лента новостей
0