Абхазия: Новые вызовы, новые перспективы

© Sputnik / Дмитрий Алешковский / Перейти в фотобанкНародные гуляния в Сухуми по случаю признания Россией независимости Абхазии
Народные гуляния в Сухуми по случаю признания Россией независимости Абхазии - Sputnik Абхазия
Подписаться
Трапш: Абхазия сможет сохранить независимое государство только при самостоятельном экономическом развитии, не имеющем критической зависимости от российских трансфертов.

Николай  Трапш, заведующий  научно-исследовательской лабораторией истории и культуры народов Кавказа Северо-Кавказского научного центра высшей школы ЮФУ.

В настоящее время интеграционный процесс является главное качественной характеристикой российской абхазских отношений, определяющий реальный характер и объективную динамику соответствующего взаимодействия. Однако значительную актуальность сохраняет принципиальный вопрос о естественных пределах развивающейся интеграции, которая может принимать различные формы, не всегда приемлемые для стратегических партнеров. Как представляется, в данный момент можно говорить о двух перспективных направлениях развития интеграционных процессов: системном поиске новых ориентиров в равноправных партнерских отношениях и постепенной инкорпорации Абхазии в российское государственное пространство.

Гражданское общество в российско-абхазских отношениях

Перспективы развития партнерских взаимоотношений

Для подавляющего большинства этнических абхазов, равно как и для значительной части других национальных групп, проживающих в Абхазии, независимое развитие является несомненным приоритетом. Подобный подход определяется тем существенным обстоятельством, что государственная независимость, оплаченная многочисленными человеческими жертвами и тяжелейшими социально-экономическими испытаниями блокадного периода, является высшей ценностью для каждого подлинного абхазского гражданина. В российском же обществе и, прежде всего, в политической элите РФ в настоящее время отсутствует единое мнение о дальнейших перспективах совместного развития, что определяется существенными геополитическими изменениями последних месяцев. Недавняя инкорпорация Крыма и постоянное обсуждение осетинского интеграционного вопроса сформировали потенциально опасное представление о том, что полное объединение является главным ориентиром и для текущих отношений Абхазии и России. Соответствующие идеи высказывают многие российские политики и общественные деятели, которые совершенно не учитывают реальные настроения в партнерском государстве. Следует заметить, что официальные власти РФ пока не настаивают на подобной трактовке будущего взаимодействия, но предстоящее подписание нового рамочного договора, безусловно, актуализирует серьезные опасения внутри абхазского общества.

Деньги - Sputnik Абхазия
Российско-абхазская интеграция как фактор развития абхазской экономики

В контексте указанных обстоятельств очевидной задачей нового руководства Абхазии является последовательное разъяснение российским партнерам собственного видения дальнейших перспектив интеграционного процесса, связанных с системным расширением равноправного сотрудничества независимых государств. Однако любые заявление о приоритетном характере политической независимости не будут серьезно восприниматься главным стратегическим партнером до тех пор, пока он является главным донором абхазского бюджета и фактическим локомотивом региональной экономики. Абхазия сможет сохранить независимое государство только при самостоятельном экономическом развитии, не имеющем критической зависимости от российских трансфертов. Конкретные механизмы и оптимальные ориентиры хозяйственной перестройки достаточно подробно и адекватно описаны многочисленными профессиональными экспертами и в общем виде могут быть сведены к трем принципиальным вопросам: оптимальное управление ограниченными ресурсами, эффективная кадровая политика и качественная диверсификация региональной экономики, связанная с последовательным уходом от тотального доминирования рекреационного сектора.

Кризис отношений России с Западом — возможности для экономики Абхазии

Как представляется, значимые проблемы ресурсного менеджмента и отраслевой реструктуризации требуют отдельного обсуждения, главную роль в котором должны играть ведущие представители экономической науки и реального бизнеса. Относительно кадровой политики можно высказать несколько принципиальных замечаний, проистекающих из собственного профессионального опыта. Традиционной проблемой считается постоянный дефицит квалифицированных кадров в самых разных отраслях государственной и коммерческой деятельности, который связывают с системным оттоком талантливой молодежи за пределы Абхазии, определяющимся низкими уровнем заработной платы и очевидной неопределенностью карьерных перспектив. Однако заинтересованный наблюдатель может увидеть, что для молодых абхазов, стремящихся трудоустроиться на Родине и имеющих серьезное образование, трудно найти адекватную вакансию, что далеко не всегда связанно с повышенными запросами потенциального соискателя.

Другой стороной указанной проблемы является несовершенная политика, связанная с непрозрачным распределением так называемых «лимитов», позволяющих получать престижное образование в РФ. Указанные образовательные заказы далеко не всегда соответствуют реальным потребностям государственных и коммерческих структур, что естественно также приводит к кадровому дефициту при объективном наличии дипломированных специалистов. Более того, абхазское общество, к сожалению, поражено постсоветским синдромом безотчетной любви к юридическому и экономическому образованию, которое в рыночной среде пользуется весьма ограниченным спросом вследствие существенного избытка профессиональных кадров. Молодые абхазы, получая соответствующую подготовку в РФ, естественно не могут найти достойную работу на Родине и обращаются к целенаправленному поиску зарубежных вакансий.

Очевидно, что указанный комплекс системных проблем не имеет одномоментного решения, но необходимо определить реальные механизмы, способные качественно изменить сложившуюся ситуацию. Первым очевидным решением может стать последовательное заключение трехсторонних договоров с потенциально необходимыми специалистами, согласно которым молодой человек обязуется отработать определенный срок в заинтересованной структуре после завершения образовательного процесса, а абхазское государство выступает своеобразным гарантом неукоснительного соблюдения принятых обязательств. Подобный механизм успешно реализуется в РФ как на уроне государственных институтов, так и в крупных коммерческих структурах, что позволяет использовать имеющийся опыт. Второй момент связан с последовательным исключением из «лимитного» перечня любых специальностей и направлений, адекватная подготовка по которым возможна в Абхазском государственном университете. Указанная деятельность должна быть дополнена системной работой с общественным мнением, которое определяет качественный запрос на кадровую подготовку. Наконец, применительно к российско-абхазскому образовательному сотрудничеству необходимо уделить особое внимание фундаментальным направлениям вузовского обучения, требующим специфических технических условий. Абхазии нужны профессиональные химики, физики, инженеры, но она не имеет необходимых финансовых и материальных ресурсов для соответствующей подготовки. Например, высшее профессиональное образование по химическим специальностям обходится российскому бюджету более чем в 100 тысяч рублей на одного студента ежегодно, которые не включают систематическое обновление современной лабораторной базы, оцениваемой в десятки миллионов рублей. Следовательно, подобные кадры могут быть подготовлены только при постоянной поддержке РФ, которая готова предоставлять имеющиеся ресурсы.

Экономические вопросы не исчерпывают актуальную повестку для экспертного обсуждения, так как определенные проблемы имеются и в других областях межгосударственного взаимодействия. Как представляется, постоянные контакты на правительственном, парламентском и общественном уровнях не всегда обеспечивают системное соблюдение важнейших интересов абхазских и российских граждан. Ярким примером является недавний закон, принятый в РФ и требующий обязательно уведомления федеральной миграционной службы о наличии второго гражданства. Совершенно очевидно, что указанный нормативный акт создал определенные проблемы для постоянно проживающих в России этнических абхазов и осетин, вынужденных решать необязательные бюрократические вопросы. По-видимому, при более эффективном взаимодействии российских и абхазских официальных структур в законодательный акт изначально могли быть внесены незначительные изменения, исключающие последующие проблемы для активных граждан дружественного государства.

В рамках краткого выступления невозможно адекватно охарактеризовать огромный комплекс разнообразных вопросов, связанных с межгосударственным сотрудничеством и внутренним развитием абхазского общества. В заключении представляется целесообразным обратить принципиальное внимание на терминологическую проблему, которая иногда является значимым фактором, существенно осложняющим общественное взаимодействия. В частности, в широких слоях абхазского общества сложилось негативное восприятие юридического понятия «ассоциированные отношения», которые рассматриваются как своеобразный синоним тотальной ликвидации государственной независимости. Следует заметить, что в новом рамочном договоре каждый термин и пункт требует публичного объяснения, которое позволит избежать ошибочных общественных интерпретаций и четко охарактеризовать реальные контуры будущих российско-абхазских отношений.

Лента новостей
0