03:20 23 Сентября 2017
Прямой эфир
Архивное фото ДТП

"Лицензия" на убийство

Пресс-служба ГУ МЧС России по Са
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Бадри Есиава
1374212

О ежегодной гибели десятков людей на дорогах Абхазии, причинах этого и путях возможного решения проблемы рассуждает колумнист Sputnik Бадри Есиава.

Население Абхазии около 250 тысяч человек, смертность превышает или практически наравне с рождаемостью. Десятки людей ежегодно погибают на дорогах страны. Фраза "статистика ДТП напоминает сводки с боевых действий" принимает буквальный смысл.

По данным ГАИ, в прошлом году в авариях погибло 66 человек, к концу октября 2016 года уже 65. О каком будущем в этих условиях может идти речь, если люди десятками умирают только на дорогах? Для кого строится государство и кто в нем будет жить? Обрываются судьбы молодых людей, которые могли бы стать продолжателями рода. В мир иной уходят единственные сыновья и дочери, отцы и матери, братья и сестры. 

Аварии. В Абхазии нет человека, которого не коснулась бы эта беда. Люди живут от одной трагедии до другой, и все мы никак не можем выбраться из под этого "колеса смерти", никто не видит выхода — ни государство, ни общество. 

Уверен, что только самых черствых людей могла оставить равнодушными весть о гибели троих в аварии 23 октября в Сухуме, когда два свадебных торжества обернулись трагедией и в один миг перешли в похороны. Беременная невеста лежит в реанимации на грани жизни и смерти, а ее супруг и восьмимесячный ребенок мертвы. Во втором автомобиле тоже погибла молодая девушка.

На следующий день в районе села Кындыг под грузовиком погиб мужчина. За несколько дней до этого в Гудауте напротив своего дома была насмерть сбита 23-летняя девушка. В середине октября мать с ребенком, бежавшие от войны в Луганске, встретили смерть в Сухуме под колесами автомобиля. Возникает жуткий вопрос, кто следующий?

"Самоуверенные" убийцы 

Конечно же, никто не хочет попадать в аварии и становиться виновником чьей-то смерти. От несчастья на дороге не застрахован никто. У каждой беды своя история. Как показывает практика, в аварии попадают как мощные иномарки, так и допотопные "жигуленки". Обвинять коров и лошадей в том, что они причина многих ДТП тоже нельзя, да их и не должно быть на трассе, но мы все знаем, что они там есть и все равно "топим".  

На самом деле причина кроется в нашей самоуверенности и субъективном мышлении. Мы самонадеянно полагаем, что страшная участь обойдет стороной. Поднимая красноречивые тосты за ангела-хранителя, мы от чистого сердца просим его оберегать нас от бед и неудач, а после сказанного и выпитого садимся за руль. Искушаем судьбу. Зачем?

"Амашыр" (трагическая случайность — ред.), говорим мы, но о какой случайности может идти речь, когда без страха за себя и окружающих, без упрека к себе в трезвом и не очень состоянии "давим в пол", разгоняя машины до предела. Тут ДТП уже не случайность, а закономерность.

Многие как только мало-мальски пообвыкнут за рулем, начинают считать себя водителями ассами и думают, что могут управлять машиной в заносе, ведь другие это делают — обгоняют в  закрытых поворотах, проносятся в виражах на бешеной скорости. Чужой пример заразителен. 

Но почему нельзя показать подрастающему поколению пример того, как правильно управлять автомобилем, учить правилам и этикету вождения со школьной скамьи, включить это в учебную программу и напрямую связать это с "апсуара" (неписанные правила поведения в абхазском обществе — ред.). 

Кто знает, может, со временем появится такое понятие как езда по-абхазски, которая уже не будет ассоциироваться с запредельными скоростями и хамским отношением как к пешеходам, так и к другим водителям. Возможно, осознание того, что такое поведение противоречит "Апсуара" будет осуждаться старшими и это поможет молодежи обуздать свою юношескую жажду скорости, осознать всю серьезность и опасность положения. 

Почему сегодня в нашем обществе стыдно ездить с пристегнутыми ремнями безопасности, которые могли бы спасти хоть часть погибших в ДТП? Кто сказал, что это проявление страха или слабости? По такой логике наши предки должны были ездить верхом на конях без стремян и седла. Это ведь круто и отчаянно!  

Уверен, если люди, которые пользуются авторитетом в обществе, начнут пристегиваться ремнями безопасности, то и молодежь перестанет видеть в этом что-то постыдное. 

То же самое можно сказать о детских автокреслах, но тут уже дело еще и в деньгах. Во-первых, это дорого, а во-вторых — просто не видим в этом необходимости. А во сколько можно оценить жизнь ребенка? Непонятно, в какой момент мы перестали ценить жизнь и утратили инстинкт самосохранения. Разве ради этого погибали сыны и дочери Абхазии в годы войны. 

ДТП как угроза национальной безопасности 

Во время и после окончания Отечественной войны народа Абхазии в стране была национальная идея — достижение признания суверенитета. Эта цель частично достигнута, теперь она отошла на второй план, и на душе как будто полегчало.

Сейчас в стране нет национальной идеи, на мой взгляд, если только под ней не подразумевать экономическое развитие в условиях политических и духовных распрей. Повышение уровня жизни населения — важный элемент процветающего государства, но оно не должно быть главной целью страны, это само собой разумеющийся процесс, который не стоит ставить выше проблем родного языка, демографии и ситуации на дорогах.

Смертность – вот настоящая угроза национальной безопасности. Наши предки всегда говорили, если кому-то суждено уйти в мир иной, пусть уходят по-старшинству. Сегодня родители хоронят своих детей, а не наоборот.

К сожалению, все попытки государства изменить ситуацию не дают ожидаемых результатов. Повысили штрафы, скажете вы. Да, есть такое дело, но зачем их платить, когда можно на месте договориться или решить вопрос по блату. Частые рейды? Возможно, это в какой-то мере и влияет на обстановку, но не играет решающей роли. Устанавливаются камеры, но об их пользе говорить пока рано. 

Еще один губительный элемент абхазского общества и его менталитета – панибратство, когда человек пользуется своими родственными связями, выгодными знакомствами, что часто бывает на волне "хапсыуаами" (мы же все абхазы — ред.), и это позволяет избежать наказания. Знаю точно, сам не раз прибегал к этому. Как хорошо, что мы живем в Абхазии и всех знаем, думаем мы, не осознавая, что именно это толкает нас к краю бездны.

Безнаказанность — еще одна причина, по которой происходят все эти смерти на дорогах Абхазии. 

Создание где-нибудь за городом  площадки для спортивной езды и дрифта, где молодежь сможет без риска для себя и окружающих проверить силы и научиться грамотно управлять автомобилем, где можно будет выплеснуть избытки энергии и почувствовать адреналин, по моему мнению, может стать одним из решений проблемы с ДТП. Может, от этого начнут спокойнее ездить на загруженных дорогах.  Да, строительство таких площадок требует миллионы рублей, но разве наше будущее этого не стоит?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.




Главные темы

  • Дождь

    Две разные по своим свойствам воздушные массы существенно изменят погоду на Черноморском побережье Абхазии, сообщает отдел Гидрометеорологии Госкомитета Республики Абхазия по экологии и охране природы.

    87
  • Торжественная часть конференции 90-летие НИИЭПиТа

    Что подарили президенту Абхазии, который не прошел регистрацию, какой подарок профессор Борис Лапин назвал неоригинальным, и кому он подарил слона на торжественном закрытии юбилейной конференции НИИЭПиТа, читайте в материале корреспондента Sputnik Анжелики Бения.

    76
  • Концерт гагрского детского хореографического ансамбля Афыртын

    На 70-ом году жизни скончался кавалер ордена "Ахьдз-Апша" ("Честь и Слава") III степени, Заслуженный деятель культуры, руководитель ансамбля "Афыртын" Лев Кецба.

    594

Орбита Sputnik

  • Аэропорт Алматы

    Суд приговорил к штрафу в размере более 1,1 миллиона тенге гражданина России, который ударил полицейского в аэропорту Алматы.

  • Люди у памятника маршалу Советского Союза Георгию Жукову в центре Москвы. Архивное фото

    С 29 сентября открывается автобусный рейс из Москвы до Бишкека: автобусы будут отправляться два раза в неделю с московского автовокзала "Южные ворота".

  • Фура на таможне, архивное фото

    Президент Беларуси Александр Лукашенко констатировал увеличение на треть транзита грузов и пассажиров через территорию республики.

  • Флаги Латвии и Литвы

    Министры иностранных дел Литвы и Латвии договорились учредить Балтийскую награду за популяризацию языков, литературы и истории двух стран.

  • Граница Литвы, архивное фото

    Россия выделит 8,5 миллионов евро на приграничное сотрудничество с Литвой: программа поможет решать региональные проблемы и развивать туризм.

  • Президент Молдовы Игорь Додон посетил учения полигон в Бульбоака

    Президент Молдовы Игорь Додон посетил военные учения "Огненный щит – 2017", проходящие на военной базе под Кишиневом.

  • Полиция производит проверку, архивное фото

    Дипломаты России и Таджикистана обсудили массовую стычку с участием мигрантов у ТЦ "Москва" и меры по недопущению подобных инцидентов в будущем.

  • Рукопожатие

    Парламент Кыргызстана в первом чтении принял законопроект о ратификации договора о государственной границе с Узбекистаном.

  • Весы Фемиды, наручники и судейский молоток

    В Эстонии беженца из Сирии, который приехал по системе обязательных квот ЕС, приговорили к 10 годам лишения свободы за поджог жены.