23:45 17 Октября 2019
Прямой эфир
  • USD64.35
  • EUR71.05
Художник Леварса Бутба

Краски памяти: жизнь и творчество Леварсы Бутба

© Фото : из архива Батала Кобахия
В Абхазии
Получить короткую ссылку
1354200

Прожить так, чтобы спустя десятилетие после ухода, друзья вспоминали, не скрывая слез на глазах, удается не многим. Художник Леварса Бутба прожил такую короткую, но запоминающуюся жизнь.

Асида Квициния, Sputnik

Вот такой он — Леварса

"Если бы Сухум остался без художников, писателей и культурных деятелей, Леварса в одиночку смог бы поддерживать атмосферу богемного очарования города", — с этих слов начал свой рассказ друг художника депутат Ахра Бжания.

Леварса Бутба, как считает Ахра Бжания, видел то, чего не замечают другие. В своем сознании он переосмысливал все и создавал образы, которые надолго могли засесть у вас в голове.

"Суть творца заключается не в том, чтобы найти что-то абсолютно новое, а скорее в том, чтобы в такое многообразие внести что-то свое, интересное, особенное, со своей специфической окраской, и в этом Леварса сильно преуспел. Он был человеком энциклопедических знаний. Много читая Канта, Гегеля, Леварса в каждую картину заключал определенную философию, основанную не на его умозаключениях, а на настоящих глубоких знаниях", — рассказывает о друге Ахра Бжания.

Как считает Ахра Бжания, все жители Абхазии несут большую ценность в культурном смысле, а с уходом Леварсы Бутба культурный вес страны сильно просел.

"В творчестве он старался подвести все под определенную идеологическую базу. "Мир же находится в этом сейфе", — говорил Леварса, указывая на голову. Мы видим все, потому что мы так устроены, и так устроен наш мозг, который перерабатывает информацию и формирует определенный субъективный взгляд, а ему этот взгляд хотелось поправить, ведь мы можем быть другими, и, может быть, на другой мир нам интереснее будет смотреть, считал он.

С нами в экспедициях находились разные ученые, исследователи, доктора наук, которых трудно было бы чем-то удивить, но когда Леварса начинал говорить, они могли его слушать часами, открыв рот, помимо всего этого, он мог влиять на них, смешить, и равнодушным к нему остаться было невозможно. Человек с гигантской харизмой, вот таким он был", — улыбаясь, рассказывает Ахра Бжания.

Работа Леварсы Бутба. Парус.
© Фото : из архива Батала Кобахия
Работа Леварсы Бутба. Парус.

Похищение Ахры и живая скульптура

Ахра Бжания познакомился с Леварсой Бутба в археологических экспедициях в 1980-х годах. И с того времени они стали дружить.

"У нас было много общих тем для разговоров: музыка, картины, искусство. Я часто к нему ездил, пока он учился в академии в Тбилиси. В его мастерской картины были повсюду: стояли в ряд у стены или были разбросаны на полу. Он много работал и находился в постоянном творческом поиске. Все картины Леварсы — это результат очень тяжелого творческого пути. Он подарил мне несколько своих работ, но, самое главное, он нарисовал мой портрет, которым я очень горжусь", — рассказал Бжания.

У Леварсы был портретный этап в жизни, и, когда он предложил меня нарисовать, я, конечно, согласился. Закончив мой портрет, он не стал мне дарить его сразу. Сначала необходимо было его покрыть лаком, чтобы портрет не испортился со временем, и для этого он отвез его в Тбилиси, в свою академию.

Спустя неделю он звонит мне:

— Ахра, ты не поверишь, нашу мастерскую ограбили и украли твой портрет, — радостно прокричал он.

— Что? Как? – удивился я.

— Ты не представляешь, как я рад. Это первая моя работа, которую украли. Значит, она была так хороша, что украли именно ее. Я покрыл ее лаком, поставил сушиться, прихожу утром, а ее нет, – все также радостно сообщал Леварса мне о краже.

Портрет Ахры Бжания был потерян безвозвратно, но Леварса Бутба нарисовал ему в подарок еще один такой же портрет, который до сих пор висит у него на стене.

"Он нарисовал мой портрет во второй раз, и я повесил его у себя дома. Но одно ограбление ему все же удалось пережить. После войны я вернулся в свою квартиру, которая была абсолютно пуста, и на голой стене одиноко висел мой портрет, нарисованный Леварсой Бутба", — вспоминает Бжания.

В 1983 году Ахра Бжания решил поздравить Леварсу Бутба с днем рождения и отправился к нему в академию в Тбилиси.

"Мы были в хорошем настроении, повеселились, объездили весь город и, наверное, успели побывать везде. И он неожиданно предложил поехать в академию. Приехав на место, он завел меня в огромный зал, где сидело много людей, отрешенно рисовавших. Я немного смутился, не понимая, что происходит, а Леварса быстрыми шагами ушел куда-то в глубь зала, затерявшись среди всех этих художников. Я остановился между двумя статуями мужчины и женщины. И вдруг, присмотревшись к рядом стоящей женской скульптуре, я понимаю, что она… живая, обнаженная девушка, в этот момент, пребывая в небольшом шоке, я не знал, что делать, и застыл, немного растерявшись, когда услышал, как заливается смехом Леварса, который подстроил все это", — рассказывает Ахра.

Работа Леварсы Бутба.
© Фото : из архива Батала Кобахия
Работа Леварсы Бутба.

Человек, который сделал себя сам, Леварса Бутба в пятом классе переехал из села Дурипш в Сухум. И после замужества сестры, в возрасте 16 лет он стал сам снимать квартиру и вести самостоятельную жизнь.

"Это трудно себе представить, вот такой мальчик из деревни, покоренный живописью и жаждой учиться рисовать, приезжает в город. Я помню его первые шаги в искусстве, мы познакомились с ним, когда он только поступил в академию. Леварса приехал на свои первые каникулы домой и, как человек из богемной среды, хотел занять себя чем-то интересным. Леварса интересовался историей и древностями Абхазии. Он был художником в наших экспедициях, но ходил со своим рюкзаком и вел раскопки вместе с нами", — рассказал Батал Кобахия.

Как вспоминает Батал Кобахия, Леварса Бутба был истинным абхазом, воспитанным на народных традициях и впитавшим много культурных ценностей.

"Он — один из немногих в этом непостоянном мире, который своих ценностей никогда не менял. Леварса был последовательным, и это отражалось в его доброте, терпимости к людям, уважении их пространства и точки зрения, но при этом он сохранял свое виденье во всех вопросах от политического устройства до культурного пространства. И на его сущность ничего не воздействовало, он был целостным как личность и как живописец", — вспоминает о друге Батал Кобахия.

Несломленный, Леварса Бутба многие годы мужественно и стойко переносил тяготы своей болезни, рассказал художник Алексей Шервашидзе-Чачба.

"Леварса был, как рыцарь, сильный и лучезарный. После всех мучений, скрипя зубами, он продолжал творить, не подавая вида, что ему тяжело или больно. Он обладал особенной манерой живописи, присущей только ему. Это очень ценится в мире художников, когда работу живописца узнают по почерку. У Леварсы было хорошее чувство цвета, меры и невероятная работоспособность", — рассказал о художнике Алексей Шервашидзе-Чачба.

После войны у Леварсы Бутба появилась новая живопись, и в холе антракта он организовал выставку, которая стала одной из первых грандиозных художественных выставок в послевоенное время в Абхазии, рассказал Батал Кобахия.

"На выставке собралось много людей, ее также посетил первый президент Абхазии Владислав Ардзинба. Несмотря на тяжелое время и отсутствие возможностей, мы все хорошо оделись и пошли на эту выставку. Там мы обсуждали искусство, живопись и фотографировались на фоне картин Леварсы. Мы нуждались в такой культурной инъекции после всех тягот, которые нам пришлось пережить во время войны, и он нам ее преподнес. Вот тогда он нам и показал свой удивительный город Сухум, который нас потряс, такой разрушающийся, но все еще целый, с очень красиво расписанной набережной и памятниками. И эти картины были похожи на нашу разодранную душу, но все еще сохранившуюся, как город на его картинах", — поделился воспоминаниями Батал Кобахия.

Как рассказывает Батал Кобахия, за два час до ухода Леварса Бутба планировал будущие выставки и говорил о том, что собирается начать новую работу, показывая эскизы другу Баталу.

"Самое удивительное, что я действительно верил ему и был уверен, что завтра он все это сделает. Мы даже обдумывали, как сделать так, чтобы ему легче было работать. Так и остался он у меня в памяти, болевшим, но несломленным, здоровым душой и головой, человек, который до последней секунды думал о жизни, о детях и о друзьях", — сказал Батал Кобахия.

Работа Леварсы Бутба.
© Фото : из архива Батала Кобахия
Работа Леварсы Бутба.

Образ совершенной женщины

В живописи Леварсы Бутба присутствуют разные образы женщин. Но, по словам Ахры Бжания, образ совершенной женщины, которую он изображал в каждой своей картине, был образом его жены Аиды Джения.

"Они были прекрасной парой. Я даже присутствовал в тот день, когда ее забирали. Ему было 25 лет, а ей около 17 лет. Портрет его жены присутствовал во многих его работах. Его образ совершенной женщины, который он предавал в своих полотнах, я думаю, он писал с нее" — рассказывает Бжания.

По словам Батала Кобахия, Леварса Бутба — один из немногих, которому повезло жениться и прожить всю жизнь в любви.

Сестры Бубновы.
© Фото : предоставленно ТВ-студией "Медиа-Аспект"

"Говорить о своих чувствах не принято у нас, но как-то давно мне рассказывала Аида Джения, как в начале их совместной жизни даже стеснялась Леварсу, не знала, о чем с ним говорить. Но он сделал так, чтобы постепенно она стала частью его мира. И Аида верно и преданно все 20 лет была рядом и пережила с ним самые радостные и тяжелые моменты", — вспоминает Кобахия.

В доме у Леварсы Бутба каждый вечер собиралось всегда много друзей, вспоминает сын художника Лаша Бутба.

"Он трепетно относился к своим друзьям, которых у него было много. Каждый вечер они собирались у нас дома и допоздна сидели. А он не мог писать картины в одиночестве, даже соорудив студию вне дома, он не смог там работать, говорил, что ему нужна домашняя суета и разговоры. С ним интересно было беседовать на любые темы, но он никогда не говорил со мной о картинах. Я к творчеству не тянулся, и он был только рад этому. "Живопись — неблагодарное дело", — говорил он, имея в виду финансовую сторону. Я помню, как он близко воспринимал мои неудачи, мне казалось, никто за меня так не переживает, как делал это он. Не знаю, перенял ли я от него что-нибудь, но надеюсь, хоть что-то, потому что для меня он был и остается эталоном, в первую очередь не как отец, а как человек", — вспоминает Лаша Бутба.

  • Работа Леварсы Бутба.
    Работа Леварсы Бутба.
    © Фото : из архива Батала Кобахия
  • Работа Леварсы Бутба.
    Работа Леварсы Бутба.
    © Фото : из архива Батала Кобахия
  • Работа Леварсы Бутба.
    Работа Леварсы Бутба.
    © Фото : из архива Батала Кобахия
  • Работа Леварсы Бутба.
    Работа Леварсы Бутба.
    © Фото : из архива Батала Кобахия
1 / 4
© Фото : из архива Батала Кобахия
Работа Леварсы Бутба.

Леварса Бутба — член Союза художников Абхазии. С 1998 года он возглавлял Ассоциацию свободных художников Абхазии, созданную им и его единомышленниками. Картины Леварсы Бутба выставлялись в различных собраниях и коллекциях США, Германии, Франции, Италии, России, Швейцарии, Турции, Японии. Леварса Бутба — автор эскизов ордена "Ахьдз-Апша". И сам он был награжден орденом "Ахьдз-Апша" II степени. 



Главные темы

Орбита Sputnik