20:41 21 Июля 2018
Прямой эфир
  • USD63.49
  • EUR73.93
Царский паравоз на Афонской горе

Горная "кукушка": паровоз императора и проект монорельса в Новом Афоне

© Sputnik / Томас Тхайцук
В Абхазии
Получить короткую ссылку
1388150

Когда-то в горах Нового Афона для доставки древесины действовали узкоколейка и фуникулер, местный изобретатель хочет возродить эстакаду канатки как основание для пассажирского монорельса.

Sputnik, Владимир Бегунов.

Приклады победы

По легенде его подарил новоафонским монахам русский царь. Последние 70 лет паровоз ржавеет без дела на вершине горы, и на нем пристреливают ружья охотники.

"Сейчас мы идем по бывшим железнодорожным путям, — рассказывает лесничий Галуст Киносян. – В шестидесятых годах рельсы разобрали и растащили по домам местные жители, а шпалы оставили как лежневку, чтобы дорога не проседала. Они кое-где торчат из земли".

Монастырь.
© Sputnik Томас Тхайцук

Мы действительно встречаем выступающие из дороги шпалы. Доходим до поворота.

"Железнодорожные пути здесь тоже сворачивали или шли по прямой?" — спрашиваю у лесников, которые согласились быть нашими проводниками.

"Кто же это сейчас может сказать?! – отвечает главный лесничий Гудаутского лесхоза, заслуженный лесовод Абхазии Геннадий Сичинава. – Отцы наши знали, но у них уже не спросишь. Знаю только, что вон та полочка внизу была служебным карманом, где чинили вагоны. Таких на всем протяжении пути было несколько".

Геннадий Сичинава рассказывает, что паровоз ходил двенадцать километров, спускал древесину с высокогорных лесосек до той точки, где ныне стоит на вечном приколе. Там древесину вручную выгружали из вагонов и клали на металлические желоба. Они кое-где еще валяются в лесу. По ним бревна скатывались в вагонетки фуникулера. Канатная дорога была километр длиной и доставляла грузы к складу, который находился у поселка Псырцха.

Тросовый механизм фуникулера
© Sputnik / Томас Тхайцук
Тросовый механизм фуникулера

По легенде, подарил паровоз монахам Александр III в начале девяностых годов XIX века, когда монастырь только строился. Так ли это на самом деле – неизвестно, но легенда жива. Действовала лесная железная дорога до начала Великой Отечественной войны. В конце тридцатых годов проку от нее было мало.

Стране требовалось больше сырья, и в горы пошли тракторы, которые выгодно отличались проходимостью, маневренностью и грузоподъемностью. Но, как рассказывают лесники, во время войны для новоафонского паровоза снова нашлась работа. Отправлять тракторы в горы в военных условиях было непозволительной роскошью, а для советского стрелкового оружия требовались приклады. Их делали из абхазской древесины, которую и спускал вниз паровоз. После войны он ржавел в лесу, а местные охотники расстреляли его в решето, пристреливая ружья.

Последний машинист "кукушки"

Недавно паровоз покрасил один из местных жителей. Лесничие говорят, что выглядеть он стал лучше, хотя пробоины в корпусе не прибавляют ему привлекательности. Паровоз миниатюрен, наподобие тех, что катают детей на набережной. Сложно поверить, что он таскал несколько вагонов, груженных бревнами, но это так. 

Такие поезда, ходящие по узкоколейке на недалекие расстояния, принято называть "кукушками". О происхождении этого термина есть несколько версий. Самые популярные – две. По одной из них, стук идущего состава похож на крик кукушки, другая — замысловатей, она говорит, что первую "кукушку" пустили на даче в Петергофе в 1864 году, и машинист этого поезда был с причудами. Он из кабины хлестал паровоз кнутом, кричал: "Но, поехали!", а потом всю дорогу свистел: "Ку-ку".

О личности машиниста этой "кукушки" известно мало, но сохранилась его могила и фотография на надгробии. Лесничий Галуст Киносян зажигает свечи на могиле машиниста. Находится она на небольшом кладбище вблизи паровоза. Есть указатели к ней, их установили лесничие, они же следят за могилкой. 

Видео смотрите здесь >>

Фотоленту смотрите здесь >>

На надгробии надпись: "Ефрем Смаржок 1884-1973". С фотографии на памятнике смотрит мужчина с седыми бакенбардами, напоминающий героев  Лескова и Достоевского. К каменной плите прикреплено символическое изображение паровоза. Рядом покоится супруга машиниста Прасковья Григорьевна. Она пережила мужа на десять лет.

Могила машиниста паровоза
© Sputnik / Томас Тхайцук
Могила машиниста паровоза

Уголь из монастыря

Дорога к паровозу долгая, подъем тяжелый, на машине сюда не подняться. На поляне, где он стоит, слышится звон коровьих колокольчиков.

Мы выдыхаемся в пути и добираемся до места из последних сил. Сам паровоз небольшой, а топка его кажется совсем крохотной. Топился он, как рассказывают лесничие, древесным углем, который производили монахи в монастыре – жгли дрова в большой яме и получали уголь.

"Мы в детстве в нем зимой грелись, — рассказывает Киносян. – Ходили из школы к паровозу, накладывали дров в топку и растапливали. Вокруг снег, а тут тепло".

Миниатюрная топка паровоза, топившаяся древесным углем
© Sputnik / Томас Тхайцук
Миниатюрная топка паровоза, топившаяся древесным углем

Сто лет на известковом растворе

От паровоза к складу древесину доставлял фуникулер. Надпись на его тросовом механизме гласит: "Акц. Общ. Мальцовскихъ зав. Людиново". 

Каменную эстакаду фуникулера в горах построили монахи. Она напоминает римский акведук и тянется в лесу на километр. По рельсам на канатной тяге ходили вагонетки. Остов одной из них валяется среди зарослей. 

Одновременно по трассе фуникулера ходили две вагонетки, одна вниз, другая – вверх, они встречались на полпути и расходились по стрелке. Среди лесных зарослей сохранились остатки стрелки и полуразрушенный домик, в котором нес вахту контролер из монахов. В его задачу входило следить за работой механизма, разводящего тележки на колее. Рядом валяется остов кованой кровати столетней давности, на которой, видимо, и отдыхал монах-контролер. 

"Это уникальное строение, — рассказывает житель Нового Афона Константин Костенюк. – Построено оно из местных материалов на известковом растворе. В конце XIX века в России еще не производили цемент, а использовали известь. В Абхазии можно увидеть множество печей для ее обжига: у поселка Приморского, рядом с Черниговкой, возле Беслетского моста".

В одном месте в эстакаде фуникулера сделана арка и проходит дорога. Во внутренней стороне арки хорошо видно, что залита она была известковым раствором с помощью опалубки. 

Проект монорельса

Эстакада постепенно разрушается. Строение разрывают корнями деревья. Константин Костенюк считает, чтобы защитить от разрушения, эстакаду фуникулера нужно чистить и обязательно эксплуатировать. Костенюк – инженер на пенсии, он разработал и запатентовал монорельсовую транспортную систему: вагончик, перевозящий до десяти человек, движется по прорезиненному рельсу. 

Константин Костенюк с своим проектом монорельса
© Sputnik / Томас Тхайцук
Константин Костенюк с своим проектом монорельса

"В отличие от поездов на зубчатой рейке, которые ходят в горах Швейцарии, здесь другой механизм, — рассказывает изобретатель. – Вагончик движется на колесах, прижимают его к рельсу тоже колеса. Система бесшумна и надежна".

Сейчас пятидесятиметровый пробный вариант горного монорельса Костенюк обкатывает у себя в огороде. Говорит, что готов построить полукилометровый путь на эстакаде бывшего фуникулера, чтобы  местным жителям было удобно домой добираться, и горные достопримечательности стали доступнее для туристов.

Жители улицы Орлиное гнездо, самой крайней в Новом Афоне, под проектом подписались. Изобретатель говорит, что готов построить свой монорельс на собственные средства – прибыль от небольшой частной гостиницы.




Главные темы

Орбита Sputnik

  • Игрок сборной России по футболу Алан Дзагоев

    Полузащитник сборной России по футболу и московского ЦСКА Алан Дзагоев рассказал подробности того, как получил травму в первом матче чемпионата мира.

  • Молодая девушка за чтением книги, фото из архива

    С каждым годом все меньше выпускников школ подают документы в азербайджанские вузы. О причинах рассказали эксперты.

  • Премьер-министр Никол Пашинян в день открытия книжного магазина Зангак (19 июля 2018). Еревaн

    Премьер-министр Армении Никол Пашинян рассказал, что каждодневные данные о коррупции вызывают у него шок.

  • Пуск модернизированной противоракеты российской системы ПРО на полигоне Сары-Шаган (Казахстан)

    Пуски новой противоракеты российской системы ПВО состоялись на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. Минобороны России распространило видео испытаний.

  • Купание в озере. Архивное фото

    Медицинский колумнист Sputnik Кыргызстан рассказал, как купаться без риска для здоровья - эти простые правила уберегут от очень серьезных проблем.

  • В зале суда, архивное фото

    Суд Гомельского района огласил приговор двум солдатам-срочникам одной из воинских частей Белоруссии - они признаны виновными в неуставных отношениях.

  • Латвийский публицист, политолог Мирослав Митрофанов

    Противостояние властей Латвии русскоязычному населению - это война, заявил депутат Европарламента Мирослав Митрофанов.

  • Тушение пожаров в Швеции, 17 июля 2018 года

    Литва, Германия и Франция отправят в Швецию спецсамолеты и вертолеты, чтобы помочь локализовать сильнейшие за последние годы лесные пожары на севере страны.

  • Снос Республиканского стадиона. Август 2007 года.

    На месте легендарного Республиканского стадиона в Кишиневе будет построено одно из самых больших в мире посольств США.

  • Пассажиры в самолете, архивное фото

    В Минобрнауки Таджикистана объяснили, что требование к преподавателям и студентам о согласовании с ведомством поездок за рубеж никак не ограничивает их права.

  • Достопримечательности Ташкента. Узбекистан

    Администрация Ташкента и общественный совет проводят открытый конкурс на разработку герба столицы.

  • Скорая помощь

    Госпитализацией закончился для четырнадцати человек ужин в одном из таллиннских ресторанов. Диагноз - сальмонеллёз.

  • Игрок сборной России по футболу Алан Дзагоев

    Полузащитник сборной России по футболу и московского ЦСКА Алан Дзагоев рассказал подробности того, как получил травму в первом матче чемпионата мира.

  • Молодая девушка за чтением книги, фото из архива

    С каждым годом все меньше выпускников школ подают документы в азербайджанские вузы. О причинах рассказали эксперты.

  • Премьер-министр Никол Пашинян в день открытия книжного магазина Зангак (19 июля 2018). Еревaн

    Премьер-министр Армении Никол Пашинян рассказал, что каждодневные данные о коррупции вызывают у него шок.