00:13 24 Марта 2019
Прямой эфир
  • USD63.77
  • EUR72.59
Рита Пация

Счастливые находки Риты Пация: как абхазское кино возвращается домой

© Sputnik / Асида Квициния
Культура
Получить короткую ссылку
12830

Завершился проект "Исследование и популяризация документальных материалов по истории кинематографии в Абхазии".

О том, как проходила работа над проектом, о найденных архивных фильмах первых абхазских режиссеров и развитии кино в стране в XX веке, читайте в материале.

Асида Квициния, Sputnik

Полгода историк кино Рита Пация изучала киноматериалы в российских архивах. За это время она провела работу в  российском государственном архиве кинофотодокументов (Красногорск), "Госфильмофонде" России. Поиски были успешными, надежды, возлагаемые историком на проект, большей частью были оправданы. Факты о процессе становления кино в Абхазии из-за сожженного архива во время Отечественной войны народа Абхазии были только в теории, в ходе проекта многие из них нашли подтверждения.

"Выделить определенную находку я не могу, они одинаково дороги и ценны. Материалы попадались разные, более или менее интересные, но даже самый маленький кадр несет большое значение для нас. Никто не ожидал найти фильм режиссера Михи Лакрба "Лавры Мисс Ален Грей". Мы знали о его существовании, но не думали, что сможем увидеть эту картину наяву. Много лет изучать творчество режиссера и оператора Виктора Патеипа и найти в архивах снятые им фильмы было большим счастьем для меня. Как оказалось, работа в архиве непредсказуема, мы сделали копии того, что нам было интересно и имело отношение к Абхазии, и привезли сюда", - делится историк кино Рита Пация.

Профессиональное кино в Абхазии началось с имен режиссера Виктора Патеипа и киносценариста Михи Лакрба. Из четырех найденных фильмов Виктора Патеипа в Абхазию были доставлены две копии его работ, которые впервые были показаны в родном городе режиссера Гудауте. Просмотр фильма Михи Лакрба "Лавры Мисс Ален Грей" спустя восемьдесят лет состоялся в Абхазском государственном университете.

"Копии фильмов, которые мы приобрели, -  это фильм "Абхазия" 1926 года, "Десять дней в горах", "Орденоносная Абхазия" 1936 года, "Через лесную дорогу" картина оператора Виктора Патеипа и "Лавры мисс Ален Грей". Помимо фильмов, есть уникальный теоретический материал", - продолжает она.

Историческое кино 

Найденные работы были переданы в Абхазский институт гуманитарных исследований имени Дмитрия Гулиа. По словам историка, это место было выбрано не случайно, институт будет исполнять роль архива, найденные документы будут доступны историка и этнографам.

"Поиски продолжаются, много материалов не атрибутированы в архивах. Надеемся найти новые ценные для нас материалы в том числе, есть мечта найти первую абхазскую картину "Ткварчал", которая была снята в 1930 году. Сценарий к фильму "Ткварчал" писал Валентин Туркин. Туркин был основоположником советской сценарной школы и значимой личностью в мире советского кино. Сюжет фильма рассказывал о судьбе молодого  специалиста, который после завершения образования возвращается в Абхазию и начинает работать в Ткварчельских шахтах", - продолжает она.

Первым абхазским художественным фильмом должен был стать фильм о трагедии махаджирства в Абхазии.  

"Материал находится в разработке, и я продолжаю поиски дополняющих фактов. Но судя по найденным документам, активно готовился сценарий к фильму, были выбраны локации для съемок, собирали специалистов. Планам снять фильм о махаджирстве не суждено было осуществиться. Искусственно создавались помехи,но абхазские сценаристы и режиссеры продолжали добиваться съемок фильма о махаджирстве. С началом репрессий, когда всех значимых людей в мире абхазского кино отправили на расстрел, затем началась война и за фильм некому стало биться", - рассказывает историк.

У истоков 

Как рассказывает историк, специалисты в свое время были привлечены к становлению кино в Абхазии, это говорит о том, что здесь кино уделялось большое внимание. Многие абхазские деятели того времени играли также важную роль в развитии кино в стране. В 1926 году Нестор Лакоба поручил Дмитрия Гулиа возглавить комиссию по отбору сценария первого абхазского фильма, об этом говорят оставшиеся в архиве протоколы заседаний, добавила она.

"в этот период активно проходили киносъемки, открывалась первая киностудия в Абхазии, приезжают известные личности в мире кино. И съемки, проходящие здесь, были неслучайными, привлекались ведущие лучшие специалисты, об Абхазии хотели рассказать. Этот имидж страны, который был создан в те времена, оставался долгое время", - говорит Пация. 

Кесоу Хагба: Абхазия – это второй Голливуд>>

Неожиданно и приятно 

Рита Пация планирует заняться поисками и изучением исторических фотографий того времени. Есть возможность найти серию фотографий сделанных Константином Ковачом и фотографии абхазской конной дивизии автор, которых был Михаил Романов. есть серия фотографий других представителей сотни и историк предполагает, что существует снимки абхазской сотни в его авторстве.

"Существуют фотографии дикой конной дивизии кавказских народов авторства Михаила Романова. Также есть серия фото Абхазской сотни, и мне стало интересно узнать, есть ли фотографии из этой серии снятые братом царя, тема вызывает интерес, но пока я ею не занимаюсь. Я нашла интересные фотографии пребывания в Абхазии Эйзенштейна в разные годы, которые совпадают с пиком развития кино в Абхазии. Из темы архивных документов также вытекла тема синематографов в Сухуме: где были построены кинотеатры в Сухуме в конце XIX - начале XX веков", - добавила она.

Проект изучения архивных киноматериалов в российских архивах подошел к концу, но историк кино Рита Пация продолжает исследование и изучение архивных документов об истории становления кино в Абхазии. 



Главные темы

Орбита Sputnik