В Абхазии

Абхазский формалист: творчество художника Адгура Дзидзария

26 мая отмечает свой 65-летний юбилей известный абхазский художник Адгур Дзидзария. О становлении художника и его отношении к искусству читайте в материале Sputnik.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Сария Кварацхелия, Sputnik

Любовь к художественному искусству у Адгура Дзидзария проявилась еще в детском саду. Тогда будущего художника привлекали разноцветные карандаши, которые стояли в пол-литровой банке на столе воспитателя.

"Дети любят рисовать. Не знаю, что за магия, но я всегда оживлялся на уроке рисования. Быть может, это карандаши, которые выставлялись в пол-литровой банке, — делится своими ранними воспоминаниями Адгур Дзидзария. – Их воспитательница предварительно оттачивала, все они такие соблазнительно остренькие. Но нам не разрешали слюнявить их, а мне очень хотелось ярких красок. Мне казалось, что это хорошо, и всегда было странно, что другие не рисуют или им не нравится рисовать. По-моему, все как-то естественно было".

Мастерская Адгура Дзидзария

Талант заметили еще в школе. Постепенно за Адгуром Дзидзария закреплялась репутация художника. И уже к выпуску никто не сомневался, что он посвятит себя изобразительному искусству.

"К выпуску учительница делала опросы, кто кем будет. Так как я особо ни в каких науках не преуспел, поэтому я не очень представлял, кем я могу быть. Когда учительница доходила до меня, говорила: "Ну да, ты будешь художником". — Хотя я на искусствоведение поступил без особого на то желания. Естественно накапливался какой-то опыт, появлялись новые интересы, и я через все это постигал такого своего рода общение с миром", – поясняет художник.

Художник Адгур Дзидзария

Сюрреализм и альтернативное искусство

Адгур Дзидзариа относится к сухумской группе художников, которые отклонились от официального искусства СССР и предложили свое альтернативное, свободное искусство.

"Альтернативное искусство, конечно, громко сказано. Но тем не менее, да. У советских художников были определенные каноны, нельзя было выбиваться из строя. У любого творческого человека по нормальному это должно вызывать отторжение. Художник предоставлен миру: между ним, небом, Богом ничего не должно стоять. И так в художественном искусстве много своего регламента, еще не хватало, чтобы какой-то дядя говорил, как и что рисовать. Был выбор: либо ты в этой лодке — и ты получаешь паек, либо за этой лодкой — и живешь на свой страх и риск. Кто-то совмещать пытался, как говорится Кесарю кесарево, а Богу богово", – смеется Дзидзария.

Работа Адгура Дзидзария

Хоть в Сухуме был независимый творческий процесс, но художники плохо знали, что происходит в мире – было мало информации. И потому представление о современном искусстве было устаревшим.

"Это сегодня можно достать из кармана смартфон и выяснить в любой момент по интернету. Тогда же все это было недоступно, недосягаемо. Поэтому у нас представления о современном искусстве были достаточно устаревшими, – вспоминает он. – Мы, как к запретному плоду, стремились к познанию современного искусства. Но все равно мы шли не дальше традиционных видов искусства – живопись, графика, скульптура. Знали имена, которые сформировали искусство ХХ века. Но опять же их мы знали немного, самых выпуклых представителей".

Мастерская Адгура Дзидзария

Во времена студенческие Адгура Дзидзария впечатлял сюрреализм, хоть знаком он был с немногими представителями этого направления.

"Одна-две картинки, которые до нас доходили. Знали о наиболее шумном представителе сюрреализма – о Сальвадоре Дали. Просто из-за дефицита информации, что видели, то нас и впечатляло, – поясняет художник. – И, бывало, мы недооценивали некоторых художников, потому что у нас было немножко упрощенное восприятие. Например, Раушенберг. Мы знали, что есть такой хулиганистый художник, который выкрасил одеяло и повесил. Но с опытом я стал ценить Раушенберга. И живопись, как ни странно, замечательная, хотя немножко такое высокомерное отношение к поп-арту".

Художник Адгур Дзидзария

Зачастую Адгуру Дзидзария приходилось домысливать увиденное или прочитанное о современном искусстве и самому открывать то, что уже давно было замечено другими художниками.

"Мы домысливали дозированную информацию. И часто изобретали велосипед. В моем творчестве это было. Например, я сам пришел к живописи цветового поля. Хотя это давно открыл Ротко. Но мой путь – совсем другой путь. Я вышел к этому совсем по-другому. Это не было так, что я посмотрел на Ротко и сделал. И это очень честный опыт. Я очень ценю, и естественно, Ротко мне не может не нравится. Его живописная концепция мне очень близка", – вспоминает он.

Мастерская Адгура Дзидзария

Честность и скрытая экспрессия

"Мне всегда интересна скрытая экспрессия в картинах, то есть, когда и не очень ярко, такие монохромные большие плоскости. Быть может, это тоска по чему-то нереализованному. Иногда я делаю цветные, более яркие, – рассказывает Дзидзария. –  Говорят, плохо, когда художник шарахается то так, то так. Но для меня главное – то, что я внутренне ощущаю в момент написания картины. Это как в музыке, у меня часто бывает такой разброд: я люблю очень джаз, но не могу все время слушать джаз".

Для Дзидзария самое главное в искусстве – честность. Художник не может творить ради угоды кому-либо.

"Я не могу кому-то подыгрывать или заискивать с кем-то. Это касается и цветового решения. Иногда я понимаю, если сделаю нужную линию нужного цвета и картина обретет эффект, на который публика клюнет. Иногда я сознательно избегаю таких вещей. Это тоже профессиональная честность", – убежден он.

Северный свет

Адгур Дзидзария долгое время работал в Питере, Таллине, Москве. Сейчас же он живет и творит в мансарде одной из сухумских высоток. Квартира с антресолью и северным светом – идеальное место для творчества. Это своего рода келья художника, однако в абхазских реалиях вести затворническую жизнь и полностью предаваться искусству невозможно.

Мастерская Адгура Дзидзария

"Я более такой кабинетный художник, – рассказывает о себе Дзидзария. –  Здесь, на мансарде, северный свет – мечта любого живописца. Потому что он более или менее ровный, рассеянный. В Москве творить — условия хуже, квартира на первом этаже. Приходится круглогодично работать при электричестве. И тем не менее я поработал там зимой, и удалось собрать на одну выставку. А здесь, в Абхазии, хоть свет хороший, но все время что-то отвлекает. Даже здесь я спрятался в своей "башенке", и то все время что-то вытаскивает отсюда", – сетует он.

Мастерская Адгура Дзидзария

Выставки и планы

На выставки, как шутит художник, картины отправляются чаще, чем их автор.

"В 2013 году галерея "Шазина"  представила картины трех абхазских художников формалистов на "АртМонако". Там же, в Монако, сделали еще одну выставку, где также представили мои картины. Но я всего этого не видел, не попал туда, просто потому что визу не успели сделать. Да, мои работы чаще бывают там, где я сам не бываю. Также были выставки в Германии. Знакомый предлагает представить несколько картин в Будапеште. Но я хочу, чтобы это все объединяла какая-то концепция", – признается художник.

Сейчас Адгур Дзадзария работает над созданием образов персонажей Фазиля Искандера.

"У меня договор с Нацбанком. К юбилею Искандера хотят выпустить монеты с изображением искандеровских персонажей. Перечитываю произведения писателя. Жаль, что мало времени, все перечитал бы. У Искандера такие колоритные персонажи. Высматриваю описательные характеристики, чтобы нарисовать персонажи более точно. Я хочу нарисовать сквозные персонажи, как Чик и дядя Сандро. Но, конечно, будут и другие искандеровские персонажи. Пока трудно выбрать", – добавил Дзидзария.

Наброски