Асмат Цвижба, Sputnik.
Россия-Япония-Абхазия
Поводом для круглого стола стал "перекрестный" год России в Японии и Японии в России. Казалось бы, событие никак не относится к культуре Абхазии. Однако и в Стране Души нашли "родственные" связи со страной Восходящего солнца. Объединило две далекие друг от друга страны искусство российской художницы Варвары Бубновой.
Представительница российского авангарда Бубнова попала в Японию в 1922 году, куда уехала в гости к родной сестре Анне Бубновой, бывшей замужем за японским самураем клана Оно. С 1924 года художница стала преподавать русский язык и литературу в японских университетах, но не забывала и про кисть и краски. За время жизни в Японии Бубнова представила шесть персональных выставок в разных городах Японии, а также печаталась в тематических журналах, где раскрывала направления современного русского искусства.
В 1936 году Варвара Бубнова была объявлена "нежелательной иностранкой" в СССР. Российские службы пристально наблюдали за жизнью художницы, но все же в 1958 году ей удалось вернуться в СССР. Местом жительства и творчества Бубнова выбрала столицу Абхазии – Сухум. Художница быстро вызвала интерес среди представителей современного искусства, в том же 1958 году состоялась ее первая абхазская выставка.
"Варвара Бубнова смогла стать истинной сухумчанкой. Но запомнилась она как носитель высокой этической гражданской позиции, в широком смысле представитель сухумской интеллигенции", - рассказал о художнице руководитель представительства Россотрудничества в Абхазии Вадим Чеха.
В Сухуме у Бубновой быстро появились не только поклонники, но и ученики, восхищенные смелостью и талантом художницы. Одним из ее известных учеников был художник и искусствовед Александр Лозовой.
"Мне повезло встретиться с Варварой Бубновой. Она принадлежала к великой плеяде российских авангардистов. Она сильно повлияла на искусство как Абхазии, так и России. Как только она приехала в Сухум, российские музеи стали интересоваться ее творчеством, вывозили ее работы, устраивали персональные выставки", - рассказал художник.
Сухумская Бубнова-сан
Абхазские работы "японской" художницы отличаются яркой палитрой, интересными формами и сюжетами. Этот период Бубновой искусствоведы описывают как экспрессионизм.
"На мой взгляд, самое интересное, что она сделала, было именно в Абхазии. Как-то на нее повлияла и обстановка, и сам город. Хочу сказать, что и на меня, как и на моего учителя, повлияли яркие краски Абхазии, мои работы стали сразу замечать, ведь в России все же пишут по большей степени серыми красками", - отметил Лозовой.
Яркие краски Бубнова брала от природы в прямом смысле. Отходя от привычной акварели и масляных красок, художница использовала дубовую кору и даже сок чеснока в своих картинах. Необычный подход авангардистки как магнитом манил учеников, которые приезжали в Абхазию даже из Японии и учились у художницы не только искусству, но и русской литературе. Бубнова-сан, так японские последователи обращались к художнице.
"Они относились к ней очень уважительно, с трепетом и великим почтением. Помню, однажды мы гуляли с ее японским учеником по сухумской набережной и он начал бегать вокруг нее. Мы не поняли, что случилось, но он объяснил нам, что от учителя падает тень, и он не может себе позволить на нее наступить", - вспомнил Лозовой. По словам кандидата исторических наук Резо Кация, атмосфера искусства царила даже в маленькой сухумской квартире Бубновой.
"Это была какая-то обычная советская хрущевка, внешне ничем не примечательная. Но внутри была такая обстановка, что было сразу понятно, что попадаешь в другой мир. Каждая вещица отражала воспоминания о ее жизни", – вспомнил историк.
В Абхазии художница прожила до 1979 года, а после переехала в Ленинград, где и провела последние годы своей жизни. Однако похоронена художница и ее сестры на Михайловском кладбище в Сухуме. 29 ноября в Москве в Доме русского зарубежья прошла выставка работ Варвары Бубновой, которая в очередной раз познакомила ценителей авангардного искусства с японским видением российской художницы.
"Абхазский домик", "Эшера" и другие работы Бубновой выставили в Сухуме
Сочетание аристократизма с удивительной скромностью, энциклопедической образованностью и уважением к простому человеку – такой абхазские современники запомнили российскую авангардистку с японским колоритом и абхазской душой.