В Абхазии

Галопом по Европам: абхазский джигит осетинского цирка

Руслан Тарба много лет работал акробатом в цирке братьев Кантемировых. О том, как абхазский танцор выступал на манежах Англии и Европы и как важно возродить джигитовку в Абхазии, читайте в репортаже Асиды Квициния.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Асида Квициния, Sputnik.

Акробат Руслан Тарба начинал свою карьеру как танцор. Он много лет выступал в ансамбле "Кавказ" под руководством своего отца  Арвелода Тарба. В восемнадцать лет Руслан на сцене исполнял сложные танцевальные трюки, увидев которые, танцора пригласили в Кубанский казачий хор.

"Это был 2000 год, меня взяли в ансамбль перед праздником 23 февраля. Выступления наши проходили в Кремле и в концертном зале имени Чайковского. Но танцором в Кубанском казачьем хоре я проработал недолго. Спустя год неожиданно для себя оказался на арене цирка", — вспоминает артист.

Династия Кантемировых

Кантемировы  –  династия наездников-джигитов. Ее основателем был Алибек Кантемиров, чьи потомки на протяжении ста лет продолжают дело семьи. Основатель труппы стал создателем отечественной школы джигитовки и конных трюков в кино. Впервые в советском и мировом цирке основатель династии создал групповой конный аттракцион джигитовки.

Акробат Руслан Тарба

В труппу Кантемировых был открыт набор танцоров, исполняющих акробатические трюки. Стать цирковым наездником Кантемировых считалось большой удачей. Один из участников казачьего хора решил попытать счастья и отправиться на пробы в цирк, он предложил Руслану поехать вместе с ним.

"Проходить пробы я не собирался и к цирку относился равнодушно. Но когда мы приехали на место и прошли под манеж, перед нами предстали наездники, выполняющие на лошадях невероятные трюки. Это поразило и вдохновило меня. Лошадей я люблю с детства, это моя страсть. Так я и решил пройти пробы", — продолжает он.

Наездников ищут среди танцоров, гимнастов и акробатов. Руслана и его друга попросили показать танцевальные элементы, проверили, как они управляются с лошадьми, как сидят в седле и скачут по манежу. Наездник должен показать свой характер и темперамент, танцорам кавказских танцев это хорошо знакомо. Пробы прошли удачно, Руслан был принят в труппу.

"Приступили к тренировкам. Все было ново и незнакомо для меня, и многое мне предстояло узнать. Тренировались мы каждый день, обучение начиналось в семь утра, подъем в шесть. За час мы добирались до работы, сразу шли в конюшню. Кормить, чистить и седлать коня должны акробаты. Это помогает наладить связь между ними. На арене во время выступления акробат и конь зависят друг от друга, одно неправильное движение может привести к самым печальным последствиям", — говорит он.

Акробат Руслан Тарба

Во время обучения более опытные акробаты помогали Руслану ставить трюки, давали советы как правильно держаться на коне, исполняя сложные трюки, в какой момент лучше спрыгнуть и одним быстрым движением пересесть на шею скакуна. На тренировках было много падений, но к счастью, все удачны, продолжает он.

"Подготовка джигитов начинается со специальных упражнений, которые развивают чувство равновесия, вырабатывают правильную и крепкую посадку в седле. В труппе введено железное правило: начинающим разрешают садиться только на спокойных, объезженных лошадей, лишь опытным джигитам доверяется подготовка новых животных. Руководителем коллектива североосетинских джигитов разработана четкая методика обучения артистов-конников. Каждая репетиция начинается так: 10-15 минут бег, затем гимнастические упражнения и упражнения на кольцах.

Акробат Руслан Тарба

Али-Бек и его сыновья внесли, как мы говорили, много нового в жанр джигитовки. Наиболее сложные их трюки — пролезание под животом скачущей лошади, фиксирование горизонтального положения под животом лошади (бланш), полный оборот вдвоем вокруг корпуса лошади (двойной под живот), темповые ножницы и другие. Огромным успехом пользовалась "вертушка", — писали в журнале "Советский цирк".

Полгода спустя Руслан Тарба был обучен всем перечисленным трюкам джигитовки братьев Кантемировых и с готовыми номерами выходил на арену цирка.

Цирк, цирк, цирк!

В этот период труппа Кантемировых заключила долгосрочный контракт и на несколько лет отправилась на гастроли в Англию.

"Представление проходило с аншлагом, шоу вызывало большой ажиотаж. В каждом новом городе Англии цирк собирал до трех тысяч человек. Каждое выступление уникально. Эмоции, которые испытывает акробат, исполняя трюки на коне, не передать словами. Выезжая на арену, где только ты и твой конь, настраиваешься секунд десять, важно выехать удачно, и все получится. Во время выступления всегда существует большой риск серьезных травм, ушибов. В таких ситуациях я и конь зависим друг от друга. Как моя жизнь зависит от него, так и конь в случае моей ошибки может пострадать", — объяснят он.

Акробат Руслан Тарба

Цирк ставил номера не только в Англии, вместе с труппой Руслан путешествовал по всей Европе, и даже на несколько месяцев цирк с выступлениями отправился в Дубай.

В труппе Кантемировых Руслан проработал пять лет, после ухода из цирка он стал давать сольные номера и заключать самостоятельные контракты, но два года спустя принял решение вернуться домой.

— Сложно ли бы оставить успешную карьеру? – поинтересовались мы.

— Семь лет я прожил в Англии, и 12 лет прошло с тех пор, как я покинул Абхазию. Нет, было несложно, я, наконец, возвращался домой, – ответил он уверенно.

В образе джигита

Мы приехали в село Моква, где Руслан Тарба готовился продемонстрировать нам элементы джигитовки. На широком поле нас встретил высокий, белый арабский скакун по кличке Малыш. Малыш сделал несколько кругов вокруг поля и стоял, переводя дух. Полтора года он не исполнял трюков, немного потерял форму.

"Характер коня своенравный, ругаешь его, он делает назло. Думаю, с первого раза не получится снять все трюки, ему не хватает тренировок, но мы будем стараться", — уверил нас наездник.

Быстрым движением он вскочил на коня и отправился на другой край поля, несколько минут спустя он уже пролетел мимо камер, исполняя трюк "поперек". Наездник на всем скаку встает на коня и пересаживается на его шею. Следующий трюк назывался "бревно". Наездник также на скаку из положения сидя перестраивается и, лежа на седле, продолжает скакать.

Акробат Руслан Тарба

В один из таких моментов наездник отпустил вожжи, конь, почувствовав свободу, поменял траекторию и помчался на другой край поля. Руслан не успел проконтролировать коня  и вместе с ним сорвался в обрыв. Акробату повезло, там была небольшая площадка, куда они благополучно приземлились.

"На тренировках и выступлениях всегда существует риск и угроза жизни наездника. За час до представления мы общаемся с моим напарником, играем, боксируем, конь становится игривым, он все понимают и чувствуют, когда ты его любишь, и отвечает так же. Воспитываю своих лошадей в заботе и строгости. Малыш сегодня заслуживал наказания, но я сделаю исключение, потому что он давно не тренировался, ему нужно два месяца, чтобы набрать форму", — объясняет акробат.

Мечты о конном театре

По возвращении на родину Руслан решил создать конный театр. Построил конюшню в родовом доме. Приобрел несколько чистокровных лошадей и стал обучать их трюкам.

В конюшне у Руслана пять лошадей. Они  требуют внимания, как дети, говорит наездник. Он следит за их режимом и рационом. Специально для них разводит мед и построил небольшой манеж внутри двора, где лошади могут обучаться трюкам.

Акробат Руслан Тарба

"Вот Красотка, она совсем молодая, но через несколько месяцев должна побежать. Это Азарт, он очень игривый, найдет на поле какой-нибудь мешок и начинает его подкидывать, играться. Это серьезный наш Босфор, сейчас он немного болеет, но скоро поправится. Его мне подарили недавно, чистокровный кабардинец, зовут Джиган. С Малышом вы знакомы. Помучил он нас сегодня", — с гордостью рассказывает нам Руслан. 

Джигитовка вызывает большой интерес у абхазской молодежи. Юные наездники обучаются у Руслана и уже готовы исполнять на площадке несложные номера.

"В моей команде уже есть опытные артисты из Москвы, есть готовая программа, не хватает финансов, чтобы построить шатер и ставить конные представления", — делится планами артист.

В программе отражено особое отношение к лошади, принятое в абхазской культуре, поясняет Руслан. В частности то, как проходили игры, как наездник на скаку мог монетку поднять с земли, мастерство, которым некогда владели только абхазские джигиты.