Рецепт РУСДРАМа: как не заразиться вирусом апатии 

Несколько дней назад на фоне пандемии коронавируса я прочитал на страничке Ираклия Хинтба, что РУСДРАМ не уходит в самоизоляцию. Более того, начинает новый проект - театр-онлайн.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Первый спектакль в этом формате - легендарные "Пять вечеров" в постановке Антона Киселюса в классическом составе. Пронзительная игра актеров и волшебная музыка Таривердиева заставили меня отложить все дела и написать эту статью.

После каждой премьеры в театре Искандера хочется понять, в чем залог успеха этого театра? Какие методы использованы руководством для его реанимации? Насколько эти действия универсальны для учреждений культуры в целом или являются специфическими именно для театра? Уверен, что ответы на эти вопросы заинтересуют многих.

История болезни

Культурная сфера в Абхазии за редкими исключениями - это обилие слов без особых результатов. Сказать, что все существующие музеи, театры и другие учреждения культуры успешны и посещаемы, не повернется язык.

Если отбросить высоколобые рассуждения экономистов, юристов и других экспертов, то картина простая. В Абхазии уже 30 лет отсутствует программа развития не только культуры, но и вообще государства, а советские наработки давно неэффективны. Необходимо что-то принципиально другое. 

День театра: как коронавирус спровоцировал "культурный вирус"

За долгие годы выживания культурной сферы у нас сформировался собирательный образ функционера из этой системы. Чаще всего это человек в возрасте и в плохом настроении. Любимые темы для разговоров -  недостаток финансирования и болезненная ностальгия по прошлому. Особенность этого "управленца" - сильнейшая аллергия на все новое. Еще два важных симптома: отсутствие инициативы и полное равнодушие к происходящему. Приправьте это еще обидчивой агрессивностью, а иногда и откровенной глупостью. В общем, и весело, и грустно. Ну, как обычно у нас.

Следующий круг проблем - узкое понимание национальной культуры. Широко насаждается тезис о том, что абхазская культура - это исключительно то, что транслируется на абхазском языке. Важность родного языка для государства никто не оспаривает, в стране созданы все условия для его развития по всем направлениям. Но, например, спектакль на русском языке в РУСДРАМе - это тоже продукт абхазской культуры, поскольку является результатом духовных усилий людей, которые родились и выросли в Абхазии.

Один рубль в Абхазском театре и один рубль в РУСДРАМе - это совершенно разные деньги и усилия. Как здесь не вспомнить диалог Фаины Раневской с Екатериной Фурцевой на одном из банкетов, который  иллюстрирует суть этого тезиса:

- Почему вы получаете зарплату больше, чем у меня. Я все таки министр культуры, - спросила Фурцева у Раневской.

-  Потому что вы получаете, а я зарабатываю, - ответила великая актриса.

Главное - не деньги
               

Дом культуры. Для тех из нас, кто вырос в СССР, - это место, в котором работали многочисленные кружки по интересам: от шахмат и танцев до авиамоделирования. Такой советский "живчик" с очень активной деятельностью на фоне пионерских галстуков и портретов незабвенного Ильича.

Для тех, кому "повезло" взрослеть после развала Советского Союза, Дом культуры - это мрачное, вечно закрытое и пустое здание. Если вдруг кто-то захочет проявить там творческую активность, например, провести выставку, музыкальный концерт или кинопоказ, то их никто туда не пустит. Поэтому в Абхазии эти бетонные монстры стоят закрытыми.

"Буратино" и "Кровавая свадьба": РУСДРАМ готовит премьеры для детей и взрослых

А ведь потрачены огромные средства на капитальный ремонт зданий, закупку дорогой техники, зарплату сотрудникам и коммунальные платежи. Я не говорю уже про сдачу этих помещений в аренду по сомнительным "серым" схемам.

Дома культуры существуют не только на территории бывшего СССР. Они распространены в Европе, особенно в небольших городках. Главная их особенность и отличие от наших - открытость для молодежи. Эти заведения представляют собой прежде всего культурную площадку. На ее базе можно получить дополнительное образование на различных курсах, встретиться с успешными и интересными людьми, посетить концерты и выставки. Главная отличительная черта - доступность для всего нового и актуального.

Выход из комы
               

Назначение Ираклия Хинтба генеральным директором Русского драматического театра вызвало острую дискуссию в обществе. Были сомнения в том, что политолог сможет управлять театром. 

После вступления в должность Ираклий сразу заявил, что в своей работе будет использовать менеджерский подход. У театра появился новый устав, который наделил генерального директора широкими полномочиями. Разберемся, в чем же заключается разница между двумя принципами управления: менеджерского подхода и творческого руководства, привычного для Абхазии?

Представим ситуацию, когда театр возглавляет человек, который сам ставит в этом театре спектакли. Как у любого режиссера, у него есть амбиции. При этом, как у любого творческого человека, у него бывают периоды, когда для продуктивной работы не хватает творческой энергии. И это абсолютно нормальная ситуация.

В такие моменты одним из выходов является приглашение режиссеров и других специалистов извне для активизации творческой жизни. Для директора, который сам ставит спектакли, пригласить стороннего режиссера, чья постановка может получиться лучше, чем спектакль штатного режиссера, очень сложно психологически. Это сильный удар по амбициям и самолюбию.

Хинтба об участии РУСДРАМа в международных фестивалях: хотим улучшить имидж Абхазии

Поэтому, когда театром управляет режиссер, актер или группа актеров - это  опасно и ведет к проблемам, противоречиям и расколу. В результате получается парадокс: творческое руководство очень часто препятствует творческому развитию.

Для менеджера, который управляет театром, но не ставит спектакли и не выходит на сцену, такой проблемы не существует. Его задача -  сделать театр современным, посещаемым и успешным. Достижение этих целей подразумевает использование всех доступных инструментов, один из которых - приглашение режиссеров, актеров и других театральных специалистов.

Клиническая картина

Посмотрим, как происходила реализация менеджерского подхода в управлении театром. Ситуация в нем была сложная и решать пришлось широкий круг задач: от подбора репертуара до мотивации всех служб.

Итак, "было - стало".

  • Было: в театре отсутствовала полноценная творческая жизнь, несмотря на желание актеров работать.
  • Стало: на данный момент в РУСДРАМе творческий процесс длится круглосуточно. Даже коронавирус не помеха, а актеры привыкли к огромному фронту работы.
  • Было: скромный репертуар, всего четыре спектакля.
  • Стало: на начало 39-го сезона в театре 19 спектаклей высокого качества. В год выпускается стабильно пять-шесть спектаклей.
  • Было: медленный репетиционный процесс: от двух недель до месяца.
  • Стало: сейчас несколько репетиций и спектакль вечером того же дня  - почти рутина
  • Было: низкая посещаемость.
  • Стало: на открытии нового сезона Ираклий сказал, что в год театр посещает 30 000 человек. Это каждый десятый житель Абхазии.
  • Было: потеря актерами профессиональной формы
  • Стало: интенсивная и разнообразная репертуарная политика, возможность работать с разными режиссерами и пополнение труппы новыми актерами с прекрасным образованием привело к тому, что работать плохо стало невозможно.
  • Было: закрытость от СМИ.
  • Стало: широкое присутствие в социальных сетях, регулярные пресс-конференции, качественный сайт, мощная реклама.
  • Было: отсутствие гастрольной активности.
  • Стало: театр регулярно гастролирует и с успехом участвует в фестивалях. За пределами страны узнают не только о творческом коллективе, но и знакомятся с новым и ярким лицом Абхазии.
  • Было: низкие зарплаты и отсутствие стимулов для развития.
  • Стало: С конца 2016 года каждый актер Русдрама, кроме оклада из бюджета государства, получает надбавку. Ее размер зависит от количества сыгранных спектаклей. В зависимости от роли каждому актеру начисляется определенное количество баллов. Стоимость одного балла утверждается приказом гендиректора и зависит от количества проданных билетов на конкретный спектакль. Такая система оплаты повышает общую заинтересованность всего коллектива в результатах труда.
  • Было: низкие  финансовые показатели и зависимость от госбюджета.
  • Стало: каждый созданный спектакль экономически успешен. Сборы от продажи билетов выросли на порядок. Маркетинговые программы не противоречат и социальным льготам. Действуют акции и скидки. Тетр доступен для сутдентов и пенсионеров. Впервые в Абхазии реализована возможность купить билеты на официальном сайте с помощью банковской карты.

Укрепление иммунитета

Менеджерский подход в управлении театром показал свою эффективность. Особенности этого метода - логичность, предсказуемость и объективность. Это дает возможность использовать для достижения цели все необходимые механизмы, не опасаясь ревности, нездоровых амбиций и зависти, что особенно опасно в творческой среде.

В идеале государство должно поддерживать те учреждения, которые работают эффективно, а не те, которые громче всех кричат о своей исключительности и размахивают прежними заслугами. Простое вливание денег из бюджета лишает стимулов и ведет к застою. Задача здесь состоит в том, что необходимо разработать и внедрить разумные критерии оценки эффективности, и такая работа в Министерстве культуры уже идет.

Французский вечер в театре: премьера комедии "Оскар" прошла в РУСДРАМе

Менеджерский подход - это гибкость, которая позволяет не плестись за ситуациями, а наоборот, молниеносно на них реагировать. Например, проблема с коронавирусом превратилась в прекрасный новый формат театра онлайн. Причем, это было сделано оперативною. Планирование, которое является ключевым элементом менеджемента, позволяет реализовать проекты даже при минимальном финансировании и в условиях дефицита времени. Например, спектакль "Оскар" был поставлен всего за одну неделю.

Еще один пример успешного продюсирования - постановка "Ромео и Джульетты" в Абхазском театре. Приглашенный режиссер Адгур Кове, художник постановщик Батал Джапуа и художник по свету Евгений Лисицын вместе с труппой создали прекрасный, живой спектакль.

Сложно сказать, плюс это или минус, но такой подход предъявляет высокие требования к руководителю. Менеджер не может спрятаться за муки творческого поиска или некоей эмоциональной опустошенности. Он должен приводить машину в движение.

Найти деньги недостаточно. Необходимо уметь взять ответственность на себя не только за процесс, но и его результат. Надо быть одержимым. Иначе никак. 

Мнение автора может не совпадать мнением редакции.