Об истории создания Абхазского института гуманитарных исследований имени Дмитрия Гулиа и о том, какую роль выполняло научное учреждение в событиях, происходивших в стране, в интервью Sputnik рассказал директор АбИГИ Арда Ашуба.
– Сегодня исполнилось 95 лет со дня создания Академии абхазского языка и литературы, которая впоследствии стала Абхазским институтом гуманитарных исследований. Академия была создана по инициативе ученого кавказоведа, академика Николая Марра, который до этого писал письмо Нестору Лакоба о том, что создание научного центра имеет большое значение. Какие цели были у Марра при создании этого учреждения?
– В первую очередь я хочу поздравить народ Абхазии с юбилеем создания научного центра. Это событие стало очень значимым для нашего народа. Письмо Марра в адрес Лакоба стало следствием общего понимания того, что необходимо сохранить национальную культуру абхазов.
Абхазы – люди с многовековой историей и традициями, которые, несмотря на тяжелые испытания, с которыми им приходилось сталкиваться, сумели сохранить свой язык, культуру, свою идентичность. Николай Марр, изучавший абхазский язык, понимал, что необходимо сохранить историю и язык народа, которые народ проносил через века, для этого нужно было создать исследовательский очаг.
После того как был создана Академия абхазского языка и литературы, ученые создали план. Важными его составляющими стали пути сохранения и развития абхазского языка, воспитание новых кадров для проведения научной работы.
Кроме того, было очень важно изучить культуру абхазов, их песни, танцы, религию, археологию и многое другое. С созданием научного центра стало возможным более глубоко изучать историю и культуру Абхазии.
Руководителем научного учреждения стал нарком просвещения Абхазии Андрей Чочуа, его совместная работа с Николаем Марром и другими работниками при поддержке руководства республики позволяла идти вперед абхазской науке. Несмотря на то, что научные работы писали и ранее, создание Академии стало новым этапом для абхазской науки.
– Как сказалось создание Академии абхазского языка и литературы на изучении истории страны?
– Как пример можно вспомнить книгу "История Абхазии" Дмитрия Гулиа, которая вышла в 1925 году, несмотря на то, что прошло много лет, это издание во многом остается актуальным и по сей день.
Начали формироваться термины, относящиеся к литературному языку, которые, в частности, находили применение в газетах и на радио. Стали появляться слова, которые ранее не входили в абхазский язык, вышел в свет терминологический словарь, затем русско-абхазский словарь. Стали появляться издания, посвященные абхазским песням, археологическим исследованиям, материалы, которые доказывали древние корни абхазского народа.
– Как менялась работа Абхазского института гуманитарных исследований, какие есть новшества в вашей работе сегодня?
– Есть научные направления, которые не могут меняться с течением времени — это язык, литература, фольклор, искусство, этнография, этнология, археология и так далее. Но есть направления, которые требуют нового подхода, поэтому мы открыли отдел источниковедения. Ученые находят публикации зарубежных коллег, сделанные в различное время и на разных языках. Сохранение этих материалов имеет большое значение.
После Отечественной войны народа Абхазии в институте издали около 500 книг, наше научное учреждение взаимодействует со многими институтами, университетами, музеями за пределами страны.
Во время Отечественной войны народа Абхазии в октябре 1992 года Абхазский институт и Центральный государственный архив Абхазии были сожжены грузинскими оккупантами, в одночасье превратились в пепел все труды абхазских ученых, ценные рукописи.
Научные сотрудники АбИГИ принимали активное участие в национально-освободительном движении абхазского народа и боевых действиях в борьбе за свободу республики, семеро из них удостоены высокого звания "Герой Абхазии".
Сегодня в Абхазском институте гуманитарных исследований трудятся 145 человек. Круг научных работ в АбИГИ очень широк, и для того чтобы развиваться в полной мере, необходимо поддержать исследователей.
Полную версию интервью на абхазском языке слушайте здесь>>