О том, какие сложности испытывает рынок труда, можно ли обойтись без мигрантов, каковы преимущества и недостатки в привлечении иностранной рабочей силы и составляют ли гастарбайтеры конкуренцию местному населению, читайте в материале Sputnik.
Сария Кварацхелия, Sputnik
Ежегодно более четырех тысяч иностранцев приезжали в Абхазию в поисках заработка. В основном местный рынок труда заполняли представители Средней Азии. Для того чтобы получить разрешение на работу в Абхазии, им всего лишь нужно было иметь визу, пройти медосмотр и оплатить трудовой патент.
Ситуация стала меняться в 2020 году, когда весь мир охватила пандемия коронавируса и многие страны закрылись для иностранцев. Из Абхазии стали уезжать мигранты из Средней Азии. Если, например, в доковидном 2019 году в республике насчитывалось 3800 официально зарегистрированных рабочих из других стран, то к 2021 году цифра почти в два раза уменьшилась.
Эксперты Торгово-промышленной палаты Абхазии в своем отчете отмечают дефицит рабочей силы во многих отраслях. По их мнению, проблема возникла из-за пандемии и связанным с ней оттоком мигрантов, и пока что положение не меняется в лучшую сторону.
В Государственной миграционной службе Абхазии подтверждают сокращение трудовых мигрантов за последние два года. Однако ситуация, по их мнению, стала меняться уже во второй половине 2021-го.
Если сравнивать последние два года, то в этом году поток трудовых мигрантов увеличился. Это связано с тем, что с российской стороны в Абхазию стали пускать трудовых мигрантов. Поток увеличился буквально с мая месяца. Раньше запрет стоял именно с российской стороны.
Дефицит рабочей силы в Абхазии вызвал повышение цен на услуги гастарбайтеров. Вячеслав Бганба отмечает, что теперь они не согласны работать в плохих условиях и сами диктуют график.
"Мигранты берут больше, не согласны работать в плохих условиях, не хотят работать полный рабочий день. Такое происходит по одной простой причине - количество мигрантов уменьшилось, соответственно многие на вес золота, и сами трудовые мигранты понимают это. Они соглашаются на ту работу, где им доплачивают и условия лучше. На сегодня это факт", – добавляет он.
Местный или иностранец?
За девять месяцев 2021 года в Абхазии зарегистрировано всего 2200 иностранных рабочих. В Государственной миграционной службе до конца года ожидают увеличение этой цифры до трех тысяч человек.
И тем не менее проблема все еще остается острой. Эксперты отмечают, что нехватка кадров особенно проявляется в столице, в первую очередь в сфере благоустройства и коммунального хозяйства. В то же время заменить трудовых мигрантов на местных жителей пока не получается.
Во время пандемии, когда границы были закрыты, мы на себе ощутили нехватку рабочей силы. Мы и по Абхазскому телевидению, и по Абаза ТВ, и на страницах в социальных сетях давали объявление о приеме на работу местного населения. Но ожидаемого эффекта не было. Только один-два человека откликнулись и согласились работать.
Зарплата у столичных коммунальщиков по абхазским меркам немаленькая - от 20 тысяч рублей, работать нужно с понедельника по субботу с 6:00 до 11:00, затем с 14:00 до 18:00, иногда бывают и воскресные дежурства.
Проблема в подборе кадров, по убеждению Кур-ипа, возникает не столько из-за зарплаты, сколько из-за графика работы. Еще одна причина - непрестижность работы. Профессию дворника или водителя мусоровоза местные считают постыдной.
"Как я понимаю, проблема в том, что мы работаем еще и в субботу, это мало кому нравится. Бывают дежурства и по воскресеньям. Если говорить о мигрантах, то в их обязанности входит расчистка улиц, тротуаров от мусора, работают дворниками, необходимо собирать мусор в контейнеры, а также расчищать парки, скверы, мусоропроводы в домах. Наши сограждане не хотят заниматься этой работой", – объясняет Кур-ипа.
Но зачастую сами работодатели не хотят нанимать местный контингент - с гастарбайтерами дешевле и удобнее.
"Иногда мы привлекаем жителей восточной Абхазии. Но проблема в том, что житель восточной Абхазии тоже имеет дом, хозяйство, коров. Он днем поработал, а вечером побежал к себе домой. А гастарбайтер приехал только работать. Он будет работать в любой день и в любое время. Мы всегда местному готовы помочь, но с местными тяжело. Они могут сегодня прийти, а завтра им нужно на какие-то похороны, и они могут не приходить неделю. Для предпринимателя более стабильно, чтобы хоть часть работников были гастарбайтерами", – считает предприниматель Абессалом Кварчия.
В то же время есть и другие примеры, когда работодатель нанимает только местный контингент.
"Хочу заметить один такой факт, в Гагрском районе есть поселок Лдзаа. Там очень много гостевых домов, мини-гостиниц. И 80% этих гостевых домов нанимают именно местных граждан, что не может не радовать. Это все соответственно зависит от нашего местного населения. Если человеку хочется на стройке заработать денег, то он пойдет на стройку. Если не хочет, то не пойдет, может быть, тут причина в том, что он не умеет это, но научиться-то можно. Не все же трудовые мигранты, которые сюда приехали, были специалистами, они же учились", – отмечает Вячеслав Бганба.
Вне конкуренции
На сегодняшний день в Абхазии нет индивидуального учета в сфере соцобеспечения. Из-за этого невозможно сказать, сколько граждан республики остаются безработными. При этом эксперт Центра стратегических экономических исследовании Илона Мирцхулава отмечает, что по данным статистики, на сегодняшний день в стране 145 тысяч человек считаются трудоспособными.
"Буквально вчера мы смотрели отчет за 2020 год, цифра занятых в Абхазии составила 41 тысячу 224 человека. Это на 964 человека меньше, чем в 2019 году. То есть мы наблюдаем снижение занятых, официально занятых в экономике Абхазии", – отмечает Мирцхулава.
Несмотря на то, что в самой Абхазии много безработных, говорить о том, что мигранты вытесняют местных или же создают им нездоровую конкуренцию, не приходится. Но все же можно услышать мнение, что из-за мигрантов создается нездоровая конкуренция на рынке труда, и местные не могут найти себе работу.
"Вы знаете, в прошлом году, когда здесь было мало мигрантов, а работы было много, к нам обращались местные работодатели, узнавали, как в период пандемии может заехать сюда представитель той же Средней Азии. Была нехватка рабочей силы. В приоритете всегда гражданин Абхазии, его всегда возьмут на работу, главное, чтобы сам он захотел", – подчеркнул замначальника государственной миграционной службы Эдуард Гамисония.
Для того, чтобы решить проблему с трудоустройством местного населения, по мнению Илоны Мирцхулава, необходима программа содействия занятости населения.
"На сегодняшний день у нас, к сожалению, нет программы развития или программы содействия занятости населения. У нас в целом нет государственной программы, хотя бы на среднесрочную перспективу. Что предполагает программа, если бы таковая была? Вероятные прогнозные данные тех профессий, которые необходимы и востребованы сегодня на рынке труда. То есть каждая отрасль экономики дала бы определенный показатель, сколько им нужно для обеспечения своих видов работ теми или иными работниками", – отмечает Мирцхулава.
Плюсы и минусы миграции
Внешняя миграция – показатель развития экономики страны, так как мигрант не едет туда, где нет денег. Но присутствие иностранных рабочих имеет как плюсы, так и минусы.
С одной стороны, иностранцы решают вопрос с дефицитом рабочей силы, они платят налоги за патент на трудовую деятельности и тем самым пополняют бюджет. К примеру, в 2019 году общая сумма госпошлины за счет деятельности Миграционной службы составила более 38 миллионов рублей, а в 2020-м - более 34 миллионов рублей.
С другой стороны, из страны утекают деньги. Согласно отчету Национального банка Абхазии, лишь за ковидный 2020 год из республики в страны ближнего и дальнего зарубежья было переведено пять миллиардов 442 миллиона рублей. Объем переводов в страны Средней Азии за 2020 год составил 596 миллионов 800 рублей.
"Наши рабочие получают в среднем 25 тысяч рублей, основную часть зарплаты они отправляют домой. Себе они оставляют до 10 тысяч рублей, на которые он живет здесь, покупает продукты. Помимо зарплаты, они также успевают дополнительно подработать. Многие из них не ленятся, работают даже ночью", – отмечает начальник МУП "Благоустройство" Саид Кур-ипа.
Но спрос рождает предложение. По мнению экспертов, после того как ситуация с пандемией стабилизируется, количество мигрантов будет только расти.
"Если мы хотим развиваться, то без гастарбайтеров мы не сможем поднять экономику. Мы говорим плохо то, что он свою зарплату отправляет домой, но добавленная стоимость остается здесь. Он заполняет дефицит рабочей силы. Сегодня мы ощущаем дефицит рабочей силы. Вы посмотрите, как курортная сфера заработала в этом году. Сколько людей были привлечены", – поясняет предприниматель Абессалом Кварчия.
Однако здесь есть другое опасение. Со временем мигранты и вовсе могут вытеснить местных жителей из сферы услуг. Тем более, что по абхазскому законодательству нет квоты на привлечение иностранной рабочей силы.
"Учитывая то, что есть нехватка рабочей силы, я думаю, что будет увеличение миграции, и охватит она те сферы, где наши местные работать не будут. Да, конечно, этот процесс надо контролировать, вводить квоту на количество трудовых мигрантов, как это делается во многих цивилизованных странах. Грубо говоря, чтобы в год заезжало до пяти-шести тысяч трудовых мигрантов. Организации делали бы статистику, чтобы узнать, какое число мигрантов необходимо. И на основании этой статистики сделать квоту", – считает замначальника Миграционной службы Вячеслав Бганба.
Однако, по мнению председателя парламентского комитета по социальной политике, труду, здравоохранению, демографии и делам ветеранов и инвалидов войны, депутата Алхаса Джинджолия, нет необходимости в изменении закона о миграционной политике Абхазии.
"У нас не заполнен рынок труда, касающийся неквалифицированной рабочей силы. Наши не могут заместить все эти вакансии. Вряд ли это нужно регулировать. Что касается рынка квалифицированной рабочей силы, то мигранты не занимают эту нишу. У местных специфическое отношение к работе, зависит от престижности. Угроз, что мигранты заполнят рынок труда Абхазии и вытеснят местных жителей, пока нет. Когда будет такая проблема, тогда, наверное, надо будет регулировать", – добавляет Джинджолия.