В Абхазии

Импортное дело: как товары попадают в Абхазию

По итогам 10 месяцев 2021 года объем внешней торговли Абхазии составил 28,9 миллиардов рублей. При этом более 24 миллиардов рублей приходится на импорт.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
О том, как товары попадают в республику, какие виды транспорта наиболее развиты, с какими сложностями сталкиваются транспортные компании, читайте в материале Sputnik.
Сария Кварацхелия, Sputnik
Товарооборот в Абхазии осуществляется тремя видами транспорта - автомобильным, морским и железнодорожным.
Традиционно по поставкам грузов в Абхазию лидирует автотранспорт. На него приходится 78% всего импорта. За 10 месяцев 2021 года было перемещено грузов на сумму 22,9 миллиардов рублей. Как объясняют в Государственном таможенном комитете республики, связано это в первую очередь с низким уровнем инфраструктурного обеспечения других видов транспорта.
На железнодорожный транспорт же приходится всего 16 % всех грузов, которые попадают в республику. За 10 месяцев 2021 года вагонами в республику доставили грузы и товары на сумму 4,4 миллиарда рублей.
Радио
Шамба о железной дороге через Абхазию в Армению: поможет миру в регионе
"Железнодорожный транспорт – один из видов транспорта, играющий важную роль в обеспечении потребностей населения и в перемещении продуктов хозяйственной деятельности предприятий", - отметили в Государственном таможенном комитете.
Преимущество железнодорожного транспорта перед автотранспортом очевидно - возможность разом перевозить большие объемы грузов.
По словам начальника службы грузовых перевозок АЖД Анри Гагулия, железнодорожным транспортом в республику поставляют и пищевые продукты, и уголь, и горюче-смазочные материалы.
"Основная часть грузов - уголь, который идет транзитом. Мы его везем до станции Очамчыра, затем через порт отправляют уголь дальше. Затем более востребованы горюче-смазочные материалы, в этом году наблюдался дефицит из-за того, что была перегружена российская железная дорога, в приоритете были пассажирские поезда. Был большой поток пассажиров, поэтому грузовые поезда простаивали на станциях дольше, чем обычно", - пояснил Гагулия.
В Абхазии
Анкваб рассказал о ситуации с задержкой вагонов с топливом, доставляемых в Абхазию
Пандемия существенно повлияла работу АЖД. Если сравнивать с доковидным 2019 годом, когда перевезли около шести с половиной тысяч вагонов, то в 2020 году цифра почти в два раза уменьшилась. Ситуация более или менее выровнялась в 2021 году.
Наименьший объем импорта идет через морской транспорт - всего 6%. За 10 месяцев 2021 года морем в Абхазию доставили грузы на сумму 1,6 миллиардов рублей. В порты республики круглый год доставляются генеральные и навалочные грузы. Это и продукты питания, и сельхозпродукция, и стройматериалы, и оборудование, и бытовая химия, и одежда, и мебель, и спецтехника, и автотранспорт.
Преимущество, как отмечают в Абхазском морском пароходстве, заключается в дешевизне и минимальных рисках, связанных с потерей груза.

"Морской транспорт позволяет осуществлять массовые международные перевозки, в том числе и межконтинентальные перевозки. Также морской вид транспорта позволяет минимизировать риски, связанные с потерей груза, а также минимизировать риски, связанные с распространением всевозможных болезней, пандемий. Способствует налаживанию внешнеэкономических связей с Республикой Абхазия", - рассказал начальник отдела грузовой и коммерческой работы Абхазского морского пароходства Саид Шелия.

По его словам, в основном услугами портов Абхазии пользуются индивидуальные предприниматели и различные фирмы, как резиденты страны, так и нерезиденты. Стоимость грузоперевозок в разы дешевле, чем на автомобильном транспорте и рассчитывается от условий фрахта морских судов судовладельцами различных стран, а также регулируется международным рынком морских перевозок. Сроки поставки грузов зависят от маршрута перевозок.
В год порты могут перевалить до полутора миллионов тонн генеральных грузов. Как отметил Шелия, пандемия практически не повлияла на процесс, связанный с грузоперевозками морским транспортом, единственный барьер в работе компании - непризнанность Абхазии большинством стран и связанное с этим отсутствие правового подхода к республике.
Морпорт.

Контроль на импорт

Грузы, которые попадают в Абхазию законным путем проходят обязательный таможенный контроль. Это и осмотр и досмотр транспортных средств. Товары и транспортные средства, перемещаемые через абхазскую границу подлежат декларированию. В зависимости от пункта пересечения оформить товары можно на таможенном посту Псоу, Сухум или Гал.
А контрабанда, как отмечают в ГТК, выявляется таможенными органами республики "в результате контрольных мероприятий, проводимых как на таможенных постах, так и после выпуска товаров".