16 декабря исполнилось бы 50 лет Герою Абхазии – Лиане Топуридзе, она была студенткой АГУ географического факультета, когда началась Отечественная война народа Абхазии в 1992 году.
Лионелла Топуридзе, не сказав ни слова семье, пошла на фронт в первые дни войны, она была жизнерадостной и очень красивой, вспоминает ее сестра Надежда.
"Она с Мананой (Манана Дбар – однополчанка Лианы Топуридзе - прим.) наткнулись на грузин. Ее поймали и взяли в плен. Когда Манана прибежала в часть, где они были, чеченцы ринулись, чтоб спасти ее, один из них даже погиб. Мой средний брат был в разведгруппе у Владимира Авидзба. Он услышал, что она в плен попала, но никому ничего не сказал. Они поиздевались зверски над ней, насиловали и выбросили ее в Ачадаре. Ехал армянин и увидел, что валяется истерзанная девочка, он ее взял и привез в больницу. Там работала моя соседка, она позвонила в Звандрипш на станцию, где дежурил наш знакомый, и рассказала, что Лика в тяжелом состоянии лежит на полу в больнице. Тогда были проходы. По национальности мы грузинами были. Сняли абхазский листочек на паспорте, поговорили с абхазами и нас пропустили. Мы объяснили ситуацию. Многие же нас знали. Абхазские листы мы приклеили на ноги и прошли", – сказала Надежда.
Надежда рассказала, как сестра умерла на руках, и какие слова ее были последними.
"Мы сразу пришли в больницу, а там наша Лика лежит на полу без сознания. Никто помощь ей не оказал. Я подошла к водителю скорой помощи и попросила отвезти нас в больницу, где нам бы могли оказать помощь, и он нас отвез в первую больницу на Бараташвили. У нее была четвертая группа крови, резус отрицательный. С большим трудом я кровь достала. Там рядом лежал гвардеец раненый, он подошел и сказал: "Абхазская снайперша будет жить?" - и вылил кровь. В это время у Лики пошел хрип, она стала умирать, я подложила ей руку под голову, она открыла глаза и сказала: "Не говори никому в каком виде я была". Так, на левой руке она у меня умерла", – вспоминает Надежда. Надежда рассказала, как в оккупированном Сухуме две сестры в сильный дождь копали могилу для своей младшей, как после обмена все братья и сестры, дав клятву, пошли воевать.
Полную версию интервью слушайте в аудиофайле.