В конце лета я с воодушевлением писал о новом прогрессивном для Абхазии законе о декларировании. Скажу честно, изначально я был в рядах скептиков. Но тут надо обязательно уточнить. Есть люди, которые сомневаются и готовы ради того, чтобы убедить себя и других в несбыточности новшества, ставить палки в колеса. К великому сожалению, у нас даже есть политики, которые не верят в то, что абхазское государство состоится, и прилагают немалые усилия, чтобы оправдать свой пессимизм и убедить остальных в этом. Я себя отношу, если и к скептикам, то невоинствующим. Наоборот, мне хочется, чтобы меня разубедили.
Очень странные дела
Вот и в этом случае, когда вопреки моим опасениям, под нажимом общественности, парламент принял закон о декларировании доходов, я был очень рад. Осталось только дождаться, когда он начнет действовать. И вот тут начали происходить странные дела. Согласно новому закону, в открытый доступ попали декларации о доходах и имуществе многих чиновников. И народ с большим интересом стал их просматривать. Почти уверен, простые граждане были удивлены или даже обескуражены тем, что многие чиновники живут ниже черты бедности. Но, скажем так, это издержки. В этот момент важны были не столько детали, а факт того, что закон заработал. И это на самом деле произошло, но с существенными оговорками.
Суть и требования нового закона недвусмысленны – отчитываться должны все должностные лица без исключений. Неисполнение влечет увольнение без права восстановления. Я был уверен, что проблемы начнутся позже, когда декларации станут проверять на достоверность. Но никак не мог предположить, что будет огромное, по нашим меркам, количество чиновников, которые просто проигнорируют требование закона о своевременной подаче деклараций. И самое непонятное то, что для них не наступили никакие правовые последствия. Мало того, я не нашел нигде хоть какое-нибудь логичное объяснение этого саботажа, а иначе это никак не назовешь.
Нелегальное положение
Очень опасные тенденции мы наблюдаем. Государство на то и государство, чтобы не только прописывать правила поведения, но и, в случае необходимости, должно предпринимать исчерпывающие меры по принуждению к соблюдению этих правил. Давайте вместе пофантазируем и сравним с создавшейся ситуацией.
Налоговый инспектор приходит на плановую проверку к предпринимателю, ИЗУЧАЕТ его отчетность, выявляет недостатки и огрехи и указывает, что, к примеру, вам надлежит к 15 числу следующего месяца перечислить в бюджет такие-то суммы. В случае неисполнения вам будут начислены пени, штрафы, в самом плохой перспективе будут закрыты счета и так далее.
Добросовестный предприниматель вправе предъявить претензии, что на его налоги содержится чиновник, который в свою очередь игнорирует исполнение закона об обязательном декларировании. Мало того, такой чиновник не несет никакого наказания. Тогда где справедливость? Предпринимателя готовы, образно говоря, казнить за несвоевременное исполнение налогового законодательства, и при этом легко и необъяснимо закрывают глаза на неправомерное поведение чиновника. А кто-нибудь задумался над тем, что незаконно находящийся при исполнении служебных обязанностей чиновник-нарушитель по роду деятельности подписывает юридически значимые документы?
Игра по правилам
Таких примеров можно найти массу, но я не ставлю цель сгущать краски. Государство должно найти в себе силы и возможности для точного и всеобщего исполнения нового закона. Правила игры одинаковы для всех. Раз ты стал чиновником, значит, должен выполнять все предъявляемые законом требования. Вне зависимости от личности и занимаемой должности нарушители должны быть наказаны. И это придется сделать. Пока за игнорирование закона не уволят тридцать, сорок, пятьдесят чиновников, результата не будет. Иначе мы подорвем устои государства и дадим повод для анархии.
* Dura lex, sed lex – латинское выражение "Закон суров, но это закон"
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.