Ситуация в Казахстане более чем сложная. Об этом заявил российский политолог Александр Князев в интервью радиостудии Sputnik Молдова.
"Исключаю внешнюю организацию, внешнее управлением тем, что сейчас там происходит. Думаю, что внешние актеры только пытаются использовать это в своих интересах. В первую очередь это западные страны – США, Великобритания", – сказал Князев.
По его словам, западные игроки, "безусловно, будут определенными бенефициарами всего происходящего хотя бы в силу того, что Казахстан - страна дестабилизированная и создает проблемы для России, для Китая". Понятно, сказал эксперт, что это выгодно западной стороне, однако "их роль как организаторов и инициаторов практически исключается".
"Когда президент Казахстана Токаев говорит о внешнем вмешательстве, он не расшифровывает подробно это определение. Думаю, что речь может идти вот о чем: на определенном этапе в эти события, помимо тех протестовавших, которые стихийно вышли на митинги в отношении социальных проблем – против цен на топливо, <…> постепенно включаются другие силы, в том числе на этапе большого обострения, особенно в Алма-Ате, включаются группы радикальных экстремистов религиозного характера", – отметил собеседник.
Князев отметил, что "Госдеп США или Великобритания определенные дивиденды пожнут из случившегося".
"Прямого влияния на это нет. Да, Мухтар Аблязов пытался в соцсетях каким-то образом установить коммуникацию с теми людьми, которые действовали в Казахстане, и не только он, но и другие группировки, находящиеся в Европе. Но им это не удалось. Гораздо эффективнее оказалось участие криминальных групп и радикально-религиозных, а эти группы в свою очередь, связаны, на мой взгляд, с частью казахской политической элиты, которая относится к окружению бывшего президента Назарбаева. Есть и другие связи", – уточнил Князев.
По его мнению, произошедшее следует рассматривать в первую очередь так, что "это попытка части казахстанской элиты ослабить действующего президента Токаева для сохранения своих доходов, существовавших под прикрытием бывшего президента Назарбаева".
"Ситуация в Казахстане более чем сложная. Эти проявления криминального, террористического характера будут в течение какого-то короткого периода нейтрализованы. Другое дело, что восстановить теперь нормальную атмосферу в целом в стране, в обществе, в экономике – это будет сложной задачей. И эта задача может быть не одного года", – добавил Князев.
Массовые протесты в Казахстане начались в первые дни 2022 года. Тогда жители городов Жанаозен и Актау в Мангистауской области - нефтедобывающем регионе на западе страны - выступили против двукратного роста цен на сжиженный нефтяной газ, затем протесты распространились на другие города. В Алма-Ате, бывшей столице республики, начались столкновения с силовиками, полиция применила газ и светошумовые гранаты. По всему Казахстану был отключен интернет, временно прекратилось вещание ряда телеканалов. В Казахстане введен режим чрезвычайного положения.
Утром 5 января казахстанский президент Касым-Жомарт Токаев отправил в отставку правительство и возглавил Совбез республики, отстранив с этого поста первого главу государства Нурсултана Назарбаева. В ночь на 6 января Токаев провел первое заседание Совбеза под своим руководством, на котором назвал ситуацию в Казахстане "подрывом целостности государства" и сообщил, что обратился за помощью в ОДКБ "в преодолении террористической угрозы". Совет коллективной безопасности ОДКБ в ту же ночь принял решение направить в Казахстан коллективные миротворческие силы в связи с обращением Токаева. Силы, как сообщалось, будут направлены на ограниченный по времени период с целью стабилизации и нормализации обстановки в этой стране.