Радио

Политолог рассказал, какой иранский опыт может позаимствовать Россия

О том, какой иранский опыт может перенять Россия и станет ли Тегеран основным партнером Москвы рассказал Sputnik политолог, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Дмитрий Евстафьев.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Иран живет под американскими санкциями уже более 40 лет, но это не потопило экономику исламской республики, а наоборот, подтолкнуло страну развивать собственное производство, промышленность и туризм.
Эксперт пояснил, что было три источника, благодаря которым Иран смог добиться того состояния экономики, в котором находится сейчас.
"Первое - это смягчение продовольственной ситуации, потому что в отличие от нас Иран вошел в состояние санкций с тяжелейшими проблемами по самоснабжению продовольствием. Второе - это тихое не анонсируемое восстановление экономических связей с теми, кто готов работать по разным схемам, в том числе серым, через наличные инструменты, по бартеру. Иран вышел за рамки тех экономических систем, которые были стандартными. Третье - это сохранение социальной стабильности, помощь костяку социальных групп, которые поддерживают исламское правительство в Иране, которые обеспечили подавление двух попыток широкомасшабных цветных революций", - пояснил политолог.
Благодаря этим трем составляющим Иран, по словам эксперта, смог добиться очень серьезных прорывов в области машиностроения, даже ориентируясь исключительно на свой рынок. А это примерно в два раза меньше, чем внутренний рынок в России.
"Поэтому - если Иран смог это сделать, то почему мы начинаем сильно нервничать по этому поводу?", - сказал Евстафьев.
По словам политолога, главное сейчас для России пройти период переосмысления навалившихся сложностей.
"Ближайшие два с половиной месяца – это выявление и ликвидация социально значимых дыр, решение кризисных социальных задач. Это могут быть простые вещи, начиная от туалетной бумаги и заканчивая моющими средствами. Все это придется делать в режиме ручного управления. У нас скоро вообще не будет никаких невидимых рук рынка. И не надо бояться, если чиновники и министры будут решать возникающие проблемы".
А дальше, по его словам, от трех до шести месяцев будут формироваться новые механизмы экономического роста с опорой на внутренние ресурсы и возможности. Нужно будет восстановить сложные логистические системы.
Что касается перспектив для прихода российского бизнеса в Иран, то они, по мнению эксперта, откроются после того, как завершится операция по денацификации на Украине.