Радио

Такие обстоятельства: Лункин о работе и значении "Третьего сектора"

О гражданском секторе в эфире радио Sputnik Абхазия рассказал замдиректора Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религий и общества Роман Лункин.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
После государства и бизнеса третий сектор – это общественный сектор, уточнил Лункин.
"В 70-е годы 20 века под третьим сектором понимали все общественные инициативы, связанные с бюрократией и коммерцией. Некоммерческие и неправительственные организации в принципе могут получать прибыль, но это не является основной задачей в их деятельности. Основная задача – это деятельность на общее благо. И если в 80-90 годы мы несерьезно относились к этим организациям, но постепенно оказалось, что эта сфера превращается в совершенно деятельное пространство, где процветают все таланты. По данным ООН, в мире уже один миллиард волонтеров. Это та сфера, которая позволяет активным гражданам участвовать в жизни общества и государства, своего народа", – рассказал Лукнин.
В Абхазии в последнее время много разговоров вокруг НКО и НПО больше в негативном ключе. Откуда у этой темы появился негативный окрас, уточнил Лункин.
"С общественными организациями связаны стереотипы, один из которых в том, что с НКО связана скрытая политическая деятельность. И когда этот сектор стал расширяться и приобретать большую силу в разных странах мира, стали проникать в разные регионы, государства международные организации. Оказалось, что у них есть политизированные требования и запросы, особенно, когда они предоставляют гранты, и люди подают заявки. То есть действительно, опасения по поводу политической деятельности скрытой или открытой в сфере НКО и НПО есть. Но это не повод вообще отказываться от взаимодействия с третьим сектором, это не повод его зарегулировать – подавить его активность, поскольку это невозможно ", – сказал эксперт.
Он считает, что один из инструментов взаимодействия третьего сектора с государством состоит в канализации процесса в том, чтобы правильно направить энергию, которая бурлит в обществе.
"В разных странах общий тренд, когда государство, обеспокоенное усилением этой части организаций, старается принимать меры. Одна из них – регулирование правил регистрации этих организаций. Кроме того, это принятие законов об иноагентах. С моей точки зрения, этот механизм не достаточно эффективен, не достаточно отработан, поскольку закон должен быть с четкими требованиями. Такого рода законы дают большую свободу для их правоприменения и для злоупотребления, в том числе в политическом смысле", – отметил Лункин.
Подробности слушайте в аудиофайле.