Валерий Капба учился в Батумском мореходном училище. После армии работал мотористом, затем механиком на плавкранах, занимался строительством пирсов, участвовал в возведении сухумского и мюссерского причалов. 35 лет прослужил на флоте.
О том, как он попал на войну в 1992-1993 годах, как "уплывал" от бомб и спасал людей, читайте в материале Sputnik.
Марианна Кубрава, Sputnik
"Чутье подсказывало, что будет война"
Когда началась Отечественная война народа Абхазии, Валерий Капба находился в Греции – два с половиной месяца работал на барже по контракту.
Чутье подсказывало ему еще задолго до этого, что скоро начнется война.
"Я знал, что война будет, еще месяца за три. Прежде чем в Грецию уйти, дома сказал жене, куда ей ехать с детьми, что делать, объяснил заранее, что к чему. Грузины приехали на автобусах на Псоу, водрузили свои флаги и потихоньку ушли, после того как их придавили. Я сразу понял – раз ушли тихо, без кипиша, значит, что-то задумали и пойдут войной", – рассказал Капба.
Команда баржи состояла из пяти человек, капитан тоже был абхазом, и в августе 1992 года они сразу решили ехать домой, защищать Родину. Но руководство фирмы, на которую моряки работали, не спешило их отпускать. Согласились только с условием, что они оплатят дорогу, прибывшим вместо них – по 100 долларов из зарплаты.
Добраться до Абхазии было непросто – из Греции в Новороссийск на буксире, из Новороссийска – в Сочи.
"Я уже собирался переходить границу, как вызвал меня капитан, сказал, что нужно баржу перегнать в Гудауту из Новороссийска, а вся команда разошлась, один моторист остался. Петя Дубровский его звали, он воевал в Афганистане до этого, говорил мне всегда "не бойся, не бойся", он ничего не боялся. Старше меня был намного. Когда вся команда разошлась, он со мной остался, хоть мог и уйти, у него жена жила в Туапсе. Всю войну вместе прошли, он и сейчас на дальнем плавании работает, мне уже 75, а он меня намного старше, тот еще жук", – отметил Капба.
Пару дней они с Петей охраняли судно вдвоем, пока капитан и матросы не приехали, затем снялись и собирались плыть в Гудауту. Но в Сочи их остановили на рейде и не пускали дальше, стояли там два дня. Поступила команда, сняться и плыть, если диспетчер спросит, куда – сказать, что будут проводить ходовые испытания. Перешли границу и, ничего не сказав диспетчеру, уплыли.
"Седьмого октября были уже в Пицунде, пока мы стояли в Сочи, уже Гагру взяли, оказывается, а мы ничего и не знали, видели, как дома горели то тут, то там", – добавил он.
Неудачные попытки и много везения
Как рассказал Валерий, тамышский десант стал не первой попыткой блокировать врага на востоке. Впервые морской десант был создан в ноябре 1992 года, но высадиться он так и не смог. Погодные условия и сильный шторм помешали провести операцию.
На борт баржи загрузили оружие, солярку, бензин и один танк. Шторм был всего лишь два балла, но пока дошли до Очамчыры, погода совсем ухудшилась, простояли два часа на рейде, к берегу подойти так и не смогли. Дали приказ плыть обратно.
"В районе Бабущиры пролетает над нами желтый вертолет. Десантников было около 200 человек на борту, ими командовал Ибрагимов, с Северного Кавказа, он сказал, что это гражданский самолет, в него нельзя стрелять. Гражданский самолет ушел, но за ним прилетели еще два, один пролетел мимо, а другой направился прямо на нас и стал бомбить. Бомба упала неподалеку, от нее поднялся такой фонтан черной воды размером с девятиэтажный дом, а мы смотрим, ничего сделать не может, захода три-четыре он сделал на нас, но так и не попал", – вспомнил ветеран.
Он добавил, что скорость была небольшая, но удавалось уходить от ударов, от шторма на борту заклинило две зенитки, и они не могли отстреливаться. В итоге за ними приплыл буксир и доставил в Гагру.
Операция оказалось неудачной, но на борту никто не пострадал, Капба уверен, что повезло – если бы бомба попала в баржу, никто не уцелел бы.
"Одного ранило в живот, ему плохо стало, я поднял его фуфайку, а там синяк, у него был офицерский ремень и осколок попал в него, это его спасло, повезло ему. Ермолов его фамилия, он абхазец, здоровый был, и сейчас жив здоров", – с улыбкой поделился Валерий.
"Ежик в тумане"
2 июля 1993 года для пресечения попыток переброски дополнительных грузинских войск в Сухум и блокировки противника в селе Тамыш был высажен военно-морской десант численностью до 300 человек. В десант вошли небольшие группы бойцов Восточного фронта, сотня казаков и добровольцы с Северного Кавказа. В задачу десанта входило взятие под контроль участка трассы транспортной магистрали Очамчира – Сухум.
"Шли на двух баржах, утром рано, туман стоял сильный, видимость плохая, первая баржа подошла к берегу и дала нам сигнал, чтоб подходили к ним, видимость была настолько плохой, что врезались в них", – описал то утро Капба.
Место оказалось болотистым для выгрузки "Града" и снарядов. Пришлось отойти на два километра восточнее.
"На берегу люди стояли, а капитан говорит: "На берегу люди стоят, может, они грузины". А я его успокоил: "Нет, это наши, они спокойно стоят, если грузины были бы, они суетились, бегали бы туда-сюда". Только начали выгружаться, мост опустили, "Град" выгрузили, стали снаряды выгружать, и нас начали бомбить, совсем рядом падали снаряды, судно аж шатало из стороны в сторону. Мы только отошли от места, где стояли, и там упал снаряд", – продолжил ветеран.
Были еще несколько попыток высадки десанта. Узнавали, когда и во сколько плыть, в самый последний момент – это было секретом, но когда в Очамчыру приходили, военных там уже ждали грузины, поделился Капба.
"Ближе к концу войны пошли опять на высадку, только подплыли, и как в нас из пулеметов стали стрелять, я задний ход дал, потом развернулся и зигзагами ушел оттуда в нейтральные воды. Я не видел, что сзади творилось, а потом ребята начали мне рассказывать: "О, Валера! Ты нас спас, из гранатометов в нас стреляли". Человек 80 было на борту", – сказал механик.
У Валерия есть медаль "За мужество" и "Георгиевский крест", но на вопросы, за что он их получил, улыбается и отвечать отказывается.
"Я во время войны даже оружие не держал, я механик – машинное отделение, ходовая рубка, вперед-назад, туда-сюда бегал, на оружие у меня времени не было. Когда меня спрашивают: "Ты воевал?" – Я говорю, что участие принимал, но не воевал, так как оружие в руках не держал", – добавил ветеран.
После войны
И после войны Капба не ушел из флота, продолжил работать машинистом. Но идти на флот никому не советует.
"Весело было на флоте, и страшно, и весело, что я пережил, я один знаю. У меня была морская болезнь, я только на плавкранах работал, на буксире и барже отказывался, а во время войны от страха все прошло. Тридцать лет укачивало, а война все излечила", – отметил моряк.
После войны в Турцию ходили. Привозили оттуда продукты, один раз селитру даже привезли. А потом грузины стали жаловаться, разрешили только под грузинским флагом ходить, на это моряки не согласились.
На судьбу Валерий не жалуется, в свои 75 лет он еще работает, занимается огородом, играет с соседями в домино и очень много шутит.
Но судьба обошлась с ним сурово. За последние несколько лет он потерял жену, сына и дочь.
"Могло быть и лучше, но как вышло, так вышло. Зато есть замечательные внуки, ради них и живу", – говорит Валерий.