СУХУМ, 2 сен – Sputnik. Тамара Платоновна родилась в семье просветителей. Ее отец, Платон Шакрыл, был первым автором абхазской пьесы и организатором культурной жизни начала XX века. Дядя — Константин Шакрыл — доктор филологических наук, один из тех, кто в 1947 году подписал письмо против грузинизации Абхазии.
Спустя несколько лет, уже в аспирантуре, Тамара с сестрой Екатериной написали письмо Сталину с требованием восстановить права абхазов на образование на родном языке. Их не репрессировали — ситуация изменилась после смерти Сталина и ареста Берии. Преподавание на абхазском языке было восстановлено.
Шакрыл продолжала бороться за права народа и в последующие десятилетия — участвовала в народных сходах, была активной участницей движения "Аидгылара". За "националистические настроения" ее пытались уволить из Сухумского пединститута, но она оставалась непреклонной.
В семье Шакрыл патриотизм передавался как генетический код.
В семье Шакрыл патриотизм передавался как генетический код.
"Каждый из них выбирал поприще не ради карьеры, а чтобы служить родине", — говорила о ней Аида Хонелия.
Тамара Платоновна была строгой, но справедливой. Она прощала, давала второй шанс, умела говорить с теми, кто ее не слушал. "Кабинетом" Шакрыл была набережная Сухума, где под эвкалиптом она вела разговоры с политиками, "мягко забивая в голову" главные мысли.
Тамара Шакрыл
© Foto / из семейного архива Тамары Шакрыл
Несмотря на возраст, она оставалась современной. В 75 лет освоила компьютер, продолжала читать, писать и работать. Квартира Шакрыл была наполнена книгами — ничего нельзя было трогать, все лежало на своих местах.
Доктор филологических наук, автор фундаментальных трудов по абхазскому языку, философии языкознания, участница научных конференций и авторитет для коллег. Ее имя включено в энциклопедию "Ведущие языковеды мира".
За вклад в науку и защиту государственности Абхазии Тамара Шакрыл была награждена орденом "Ахьдз-Апша" II степени.
12 ноября 2004 года Тамара Платоновна получила смертельное ранение во время массовых беспорядков. Ее уход стал невосполнимой утратой для Абхазии.