Вечерний Сухум - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Последние новости Абхазии в материалах Sputnik Абхазия.

Яркие миры Амры

© из личного архива Амры ЧичибаяХудожница Амра Чичибая
Художница Амра Чичибая - Sputnik Абхазия
Подписаться
О том, как выбрала свой путь и начала изучать живопись, рассказала девятнадцатилетняя художница Амра Чичибая.

Начинающая художница Амра Чичибая, чьи работы уже хранятся в частных коллекциях за границей, рассказала о своем понимании творческого пути и поделилась своим солнечным миром с корреспондентом Sputnik Инной Джения.

— Амра, вопрос традиционный: расскажи немного о себе.

— Люблю рисовать с детства, но о серьезном профессиональном будущем никогда не думала. Мне повезло с родителями, всегда направляют, они-то меня и отдали в художественную студию. Хотя первое знакомство с искусством случилось еще раньше, когда я только пошла в школу. Помимо образовательных предметов, изучала живопись, лепку, принципы фотографии. Нас учили "говорить" с помощью этих инструментов. Мне это многое дало. Все виды искусства похожи друг на друга, в основе лежат одни принципы, нужно только научиться правильно показывать свою идею.

— Родители помогли тебе выбрать свой путь, а школа снабдила "инструментарием". Как важно относиться к ребенку с пониманием того, что он хочет делать и делает?

В Абхазии
Ирма Аршба стала одним из лучших молодых ювелиров России

— В школе у нас была полная свобода, мы могли выражать себя, делать то, что нас волнует, под присмотром педагогов. Школа заложила те принципы и идеи, которые сейчас во мне развиваются. Важно относиться к ребенку как ко взрослому человеку, нужно объяснить, что необходимо отвечать за свои поступки, стараться понять, что есть правильно. К тому же, у ребенка должно быть желание не существовать, а жить. Когда ты живешь и стремишься к чему-то, этот мир также открывается к тебе с любовью и добром.

— А когда пришло осознание того, что ты хочешь заниматься искусством серьезно?

— Во-первых, важно найти то, что тебя заинтересует — это будет импульсом к максимальному развитию. В противном случае можно стать "овощем". Поэтому, когда стала взрослеть, поняла, что плыть по течению — не мое, и решила "найти" себя. Сейчас я изучаю живопись в Сухумском художественном училище имени А. Чачба. Я не считаю себя художником как таковым, потому изучаю все: академизм, керамику, скульптуру. Сейчас мне больше всего хочется работать с холстом и красками. Мои любимые стили — кубизм и абстракционизм.

© из личного архива Амры ЧичибаяРабота художницы Амры Чичибая
Работа художницы Амры Чичибая - Sputnik Абхазия
Работа художницы Амры Чичибая

— Тебе интересно все?

— Никаких рамок. В будущем, может, я пойму, что есть "мое". Но пока этот момент еще не настал.

— Кто твой наставник, который тебя вел, тобой руководил?

— Очень много людей, кому я благодарна. Человек может иметь колоссальный потенциал, но заставить себя работать человек должен сам. Любой вид искусства – это труд. Если ты не занимаешься, ты теряешь какие-то навыки, поэтому важна постоянная тренировка — постоянная работа над собой.

— Человек никогда не должен останавливаться. Если он останавливается, то перестает расти. А нужно открывать новые и новые горизонты.

— Заканчивается последний учебный год в училище. Думала о продолжении?

— Я пока не определилась. Но могу сказать, мастера выходят не только из самых престижных вузов. Многое зависит от самой личности, внутреннего мира, потенциала и, конечно, любви к работе, что является основным принципом для творчества.

© из личного архива Амры ЧичибаяХудожница Амра Чичибая за работой
Художница Амра Чичибая за работой - Sputnik Абхазия
Художница Амра Чичибая за работой

— Тогда что для тебя творчество?

— Творчество — это стиль жизни. Это не только работа по нескольку часов в студии, это когда ты выходишь на улицу и видишь все готовыми композициями, кадрами. Я мир вижу только через эту "призму". Человек должен быть в постоянном поиске и развитии. И развивая свой внутренний мир, расширяя свое мировоззрение, показывает все через то, что создает.

— Ты не боишься этого?

— Нет, это же никого не убивает. Все, что я чувствую, переживаю, все, что меня волнует, я "выплескиваю" на свои картины, таким образом я "говорю" через свои работы. Если я опечалена, я не скажу человеку, что я опечалена, я напишу об этом. И человек, увидев, поймет, что я в тот или иной момент переживала. Я показываю свой внутренний мир, стараюсь, чтобы зритель это понял.

— Тебе важнее идея, которую ты закладываешь в свою будущую картину, нежели внешняя форма?

Что такое петанк и как выглядит чих, показали швейцарские художники

— Важен смысл – идея картины. Художники Эпохи Ренессанса, например, писали не просто красивые картины: пейзажи, натюрморты, портреты — каждая работа имела свою идею, свой смысл. Картина должна была передавать не только оболочку, но и характер человека, состояние души. Художникам хотелось больше показать суть, харизму, у всего была своя символика.

— Кто из художников тебя впечатлил больше всего?

— Один из моих любимых художников Марк Ротко, художник прошлого столетия.

— Его неординарная подача, что свойственно современному искусству, вызывает противоречивые мнения. Как объяснить непонимающему, что это не только поперечные линии?

— Осознавать искусство — тоже искусство. Иногда бывает тяжело понять какие-то серьезные вещи. Наверное, это похоже на то, когда, не разбираясь в химии, человек пытается постичь таблицу Менделеева. Но не знать — не стыдно, стыдно — не хотеть знать. Не так важно, что ты не понимаешь; если тебя это заинтересовало — это важно.

— Иногда современное искусство кажется абсурдным. Нужно постараться разгадать, что же стоит за внешней формой.

— Я изучаю современное искусство. Я не отвергаю его, оно мне интересно. Мир идет вперед, художникам стало "тесно", им хотелось больше показать идею, передать сам смысл, поэтому они стали отказываться от каки-либо привычных форм живописи. Такие художники, как Марк Ротко, стали отказываться от академизма и делать акцент на чувствительность, на своеобразной идее, которая будет "цеплять" человека. На данном этапе, возможно, язык современного искусства нашему обществу не совсем понятен. Непонятное новое всегда пугает. Страх уходит, если "копнуть глубже" и начать изучение. Но очень важно знать старых мастеров, которых я очень люблю. Без старого мы не познаем нового.

© из личного архива Амры ЧичибаяРабота художницы Амра Чичибая
Работа художницы Амра Чичибая - Sputnik Абхазия
Работа художницы Амра Чичибая

— Значит, движение по спирали?

— Думаю, все всегда повторялось, просто слегка менялся язык.

— А откуда ты черпаешь вдохновение? 

— Меня вдохновляет все: от Античного периода до современности, но моей душе ближе всего конец Античности, когда Рим был эстетическим центром.

Идеи рождаются из всего. Оставаясь самим собой, важно созерцать этот свет. Попадаешь в водоворот всего: влюбляешься, читаешь новую книгу или просто, выйдя на берег, видишь, как пробегают спортсмены, рыбаки ловят рыбу, как дети идут в школу, и на душе становится так приятно, и улыбаешься, и радуешься невольно… Мы живем в таком месте, где город и природа взаимодействуют.

— Абхазия сама как картина. Она не может не вдохновлять.

— Когда мои друзья сицилийцы приезжали к нам в Абхазию, они были поражены красотой нашей страны. Восклицали: "Это же рай! Вы живете в раю!" Их удивляло одно: почему все ходят с такими мрачными лицами, не радуются той красоте, в которой живут? Действительно, мы не видим и не ценим того, что нам дано.

— Думаю, это относится к неосознанности. Амра, а часто бываешь на выставках, в музеях, там ли ты находишь вдохновение?

— Раньше, когда я жила в Москве, не пропускала возможности ходить в театры, музеи, на выставки с тетей. Как-то попала на уникальную выставку Сальвадора Дали. Удивительно, но меня больше всего впечатлили его зарисовки, я не могла оторваться. В Пушкинском музее я "пропадала" с утра и до позднего вечера. 

Швейцарский художник Огюстин Ребетэ: у творчества нет никаких границ

Когда вернулась в Абхазию, мне позвонила тетя и рассказала такой случай. Когда она с дочкой была в очередной раз в Пушкинском музее, один из охранников, посмотрев на мою сестру, спросил: "Это ваша племянница так выросла?" Меня, оказывается, все там знали.

— Что важно в духовной жизни творческого человека?

— То внутреннее, чем ты живешь. Избитое, к сожалению, слово любовь, смысл которого очень важен. Любовь не к чему-либо конкретно, а вообще к жизни: к рассвету, закату, улыбке пожилого человека, слезам маленького ребенка, любовь к тому, что есть Родина, к завтрашнему дню. Почему не радоваться, не любить то, что ты имеешь в данный момент? Господь создал каждого личностью. Миру нужны личности. Мир может тебя не признавать – это не так важно, главное — что ты дал этому миру.

— Что важнее в работе: процесс или конечный результат?

— Для творческой личности всегда был важен сам процесс, а для зрителя — конечный результат. Мне важен процесс. Это еще и как учеба: получив знания, ты удовлетворишь себя как личность.

— Тебе вообще важна оценка зрителя?

— Увидев работу, зритель не всегда может понять суть ее. Сегодня ему нравится, а завтра он может понять, что это пустота или наоборот. Но оценка зрителя интересна – это то, как социум на тебя реагирует.

Взаимодействие с социумом — тот критерий, показывающий, какой ты на данном этапе. Углубляясь в себя, существует вероятность потерять себя. Важно найти золотую середину. Это такая тонкая грань.

— Твои работы уже, по-видимому, проходили испытание критикой. Расскажи о своем участии в выставках.

Современное искусство показали на заброшенной станции "Гума"

Моя первая выставка состоялась на платформе "Гума". Прошлым летом я участвовала в молодежном Международном фестивале "Гюэнос", проходившем в городе Очамчыра (Амра заняла первое место — ред.). Не так давно у нас открылась новая арт-площадка "Склад драмтеатра", мои работы были в совместной абхазско-швейцарской выставке современного искусства.

— Понятно, что художник тоже человек, ему нужно на что-то жить. Насколько важна материальная составляющая?

— Это один из важных аспектов. Чтобы быть свободным художником и не думать, как завтра заработать на хлеб, необходим материальный достаток. Художнику нужны инструменты для работы: холсты, краски, кисти, многое другое, в конце концов, художнику нужно прокормить свою семью. И нередко творческая личность становится рабом этого мира: не может писать, создавать, потому что приходится заниматься "раскруткой" — "продажей" себя и своих работ.

— Работа на коммерцию.

— К сожалению, не у всех художников получается жить так, чтобы сохранить свое "я" и при этом иметь заработок.

— Амра, а что ты хочешь сказать своими работами сегодня?

— Много задач, много вопросов, но основная идея — я и мир: как я на него реагирую, как я его воспринимаю, как ощущаю.

Лента новостей
0