15:06 29 Июля 2016
Прямой эфир
Замминистра экономики Леон Кварчия

Леон Кварчия: нужно создать условия для зарождения среднего бизнеса

© Sputnik. Томас Тхайцук
В Абхазии
Получить короткую ссылку
59291

Об инвестиционной политике в Абхазии, преимуществах и недостатках нового закона "Об инвестиционной деятельности" рассказал в интервью Sputnik заместитель министра экономики Республики Абхазия Леон Кварчия.

Замминистра экономики Абхазии Леон Кварчия прокомментировал статьи нового закона РА "Об инвестиционной деятельности" и в целом рассказал о ситуации с инвестициями в республике в интервью с корреспондентом Sputnik. Беседовала Наталья Арлан.

— Леон Гурамович, в связи с актуализацией вопроса инвестиций в Абхазии, хотелось бы узнать об инвестиционной политике нашего государства на сегодняшний день.

— Инвестиционная политика сегодня не носит четко направленного характера. Это в первую очередь связано с тем, что у нас до сих пор не была подготовлена программа социально-экономического развития. В программе социально-экономического развития формулируются долгосрочные цели и задачи, которые должно решать государство для обеспечения устойчивого развития. Потом, исходя из программы, государство разрабатывает свою инвестиционную политику. Поэтому инвестиционной политики в полном смысле этого слова у нас в государстве в настоящий момент, к сожалению, не существует. Существуют точечные, хаотичные проекты, которые так же хаотично развиваются. До сегодняшнего дня не было какого-либо четкого взаимодействия с инвесторами. И это привело сначала к замедлению роста инвестиций, а затем и к оттоку инвесторов. В экономической науке это явление называется дезинвестициями. Сегодняшнее руководство страны нацелено на то, чтобы мы подготовили  программу социально-экономического развития страны, и, безусловно, в тесной увязке с ней у нас будет разработана инвестиционная стратегия.

— В 2014 году был принят новый Закон РА "Об инвестиционной деятельности". Главным мотивом принятия закона стала необходимость приведения законодательства в соответствие с современными требованиями. Насколько удалось достичь поставленной цели?

— Новый закон на порядок выше по качеству и глубине разработки, чем предыдущий, и отвечает современным требованиям. В нем прописан исчерпывающий перечень льгот и привилегий для инвесторов. Он предусматривает для инвесторов, осуществляющих преференциальные проекты, гарантии от изменений законодательства в процессе реализации инвестиционного проекта, что является широко распространенной мировой практикой. Помимо этого, предусмотрены серьезные льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество для инвесторов, осуществляющих преференциальные проекты. Они подразделяются на приоритетные проекты и льготные проекты. Также предусмотрены гарантии инвесторам от реквизиции или национализации их имущества на территории республики. Предусмотрена возможность полной репатриации капитала. Нет запретов на открытие филиалов, нет ограничения по отраслевой направленности, либо по удельному весу иностранных инвестиций в тех или иных отраслях. В целом данный закон соответствует Торговым аспектам по инвестиционным мерам в рамках ВТО (ТРИМС). Это соглашение было заключено для того, чтобы страны ВТО не ограничивали инвестиционную деятельность друг друга. Этот закон полностью соответствует указанным принципам ВТО, хотя мы и не являемся членами этой организации.

— Есть ли какие-нибудь недостатки у этого закона?

— В первую очередь, конечно, стоило бы отметить, что для такой уязвимой и небольшой страны как наша, необходимо было бы определить те отрасли, в которые иностранные инвестиции ограничиваются или запрещаются, определить максимально допустимое присутствие иностранного капитала в тех или иных отраслях национальной экономики, однако этот недостаток является следствием отсутствия инвестиционной стратегии как таковой.
В этом законе упоминается такая форма взаимодействия как "государственное частное партнерство", но не дается полная расшифровка форм, принципов и условий реализации подобных проектов. Такая форма является очень распространенной, когда государство заинтересовано в реализации какого-то проекта, располагает достаточно крупным активом, например, инфраструктурным, но у него не хватает на него средств. Мы планируем в 2015 году разработать отдельный закон, регламентирующий подобное взаимодействие.

В существующем законе также не упоминаются такие формы инвестиционного взаимодействия как франчайзинг, соглашение о разделе продукции, управленческие контракты, не совсем полно описаны лизинговые схемы инвестирования. При этом все перечисленные формы взаимодействия являются одними из основных форм инвестиционного сотрудничества в мире. Министерством экономики РА практически подготовлен проект закона о лизинге, который мы будем обсуждать в ближайшее время.

В 2015 году будет разрабатываться закон о франчайзинге, который будет позволять местным предпринимателям под эгидой широко известных брендов — как правило, в сферах торговли, услуг, общественного питания, мелкого производства – налаживать собственное производство. Управленческие контракты также являются распространенной формой инвестиционной деятельности. Мы планируем развивать различные направления инвестиционной деятельности. Для этого у нас будет проводиться и нормотворческая работа, и взаимодействие с крупными российскими контрагентами, которые могут предоставлять передовые
технологии, навыки, опыт ведения бизнеса.

— Какие практические шаги осуществляет государство для создания более благоприятных инвестиционных условий?

— На сегодняшний день при Министерстве экономики происходит процесс формирования государственного учреждения – Инвестиционного агентства РА, которое призвано исполнять функции того единого органа, "одного окна", который будет взаимодействовать с инвесторами. По замыслу, агентство будет оказывать всем обращающимся инвесторам консультационную, информационную поддержку, исключит необходимость взаимодействия инвестора с многочисленными государственными ведомствами, организациями и учреждениями в ходе реализации проекта, будет способствовать разрешению возникающих споров между государством и инвестором в досудебном порядке.  Создание этого агентства является логическим шагом в повышении инвестиционного имиджа нашей республики и снижению коррупционных рисков при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Абхазия.

— К сожалению, на сегодняшний день реальность такова, что законы, какими бы они не были, не могут в полной мере защитить инвесторов. Инвесторы часто сталкиваются с трудностями исполнения закона, что в конечном итоге приводит к уходу бизнеса из республики.

— У нас действительно во многом формально благоприятствующее ведению бизнеса законодательство, а по факту оно оказывается неспособным защитить инвестора в том плане, на сколько оно заявляет об этом. Главное, что беспокоит инвестора, – это право собственности. У нас хромает система защиты прав собственности, система исполнения судебных решений, фактически отсутствует залоговый рынок. Все эти проблемы накладываются негативным образом на инвестиционный имидж нашей республики. Новое руководство нацелено на реформирование во всех структурах власти, и судебная реформа является одной из приоритетных задач. Проводятся определенные реформы в правоохранительной системе. Криминогенная ситуация на сегодняшний день отпугивает инвесторов. Но в то же время, новое руководство МВД уже предпринимает ряд шагов, направленных на обуздание криминала. Реформирование правоохранительной системы призвано создать более привлекательный имидж страны с точки зрения безопасности бизнесменов, которые намереваются организовать здесь бизнес. В то же время стоит отметить, что результаты в этой сфере не будут мгновенными, с учетом того, насколько запущена ситуация.

— Какие приоритетные направления развития экономики Абхазии видит сегодня государственная власть?

— У правительства есть концептуальное видение того, что в международном разделении труда для Абхазии наиболее приоритетными отраслями должны быть курорты и туризм, то есть рекреационная отрасль, и как сопутствующая отрасль – сельское хозяйство. Кроме того, сельское хозяйство важно для сохранения традиционной культуры села, а также для обеспечения продовольственной безопасности страны. Поэтому именно на них будет делаться упор при разработке инвестиционной программы. Но в то же время очень важно, чтобы экономика была диверсифицированной. Государству необходимо создать условия для зарождения среднего класса предпринимателей, реализующих проекты в сфере небольших производств и оказания услуг, чтобы создавалась максимальная добавленная стоимость, а не просто продавалось сырье.

— Какова роль национальных инвесторов в экономике Абхазии?
— По закону национальные и иностранные инвесторы уравнены в правах. Национальных инвесторов со значительными финансовыми возможностями единицы, и они реализуют ряд проектов в республике, пользуются теми льготами, о которых говорится в законодательстве. Но основная часть национальных предпринимателей, у которых есть реальные бизнес-проекты с высокой коммерческой и бюджетной эффективностью, не имеют доступа к кредитным ресурсам, чтобы воспользоваться теми льготами, о которых говорится в инвестиционном законодательстве.

Бизнес сегодня у нас не может получить кредит в банке, для того чтобы по льготным условиям реализовывать инвестиционный проект. Сумма в 15 млн, которая является условием для получения проектом статуса льготного, является неподъемной. Не говоря уже о сумме в 150 млн, необходимой для получения статуса приоритетного инвестиционного проекта.

Здесь нам предстоит большая работа, в том числе и с банковским сообществом по вопросу выработки механизмов кредитования местных предпринимателей под реальные бизнес проекты.

— Куда планируется направить средства, выделенные РФ в рамках Инвестиционной программы 2015-2017 годов?

— Благодаря усилиям нового руководства Абхазии, удалось отстоять часть средств, которые российская сторона планировала в рамках Инвестиционной программы 2015-2017 годов, и выделить их именно на развитие реального сектора экономики. В настоящее время Министерство экономики формирует перечень проектов в реальном секторе экономики, которые мы хотим представить российской стороне. Мы постарались задействовать наибольшее количество ведомств, учреждений и просто рядовых граждан, чтобы нам приносили проекты, направленные в первую очередь на создание производственных линий с высокой добавленной стоимостью. Мы с готовностью будем рассматривать все проекты, которые  будут представляться. В перечне проектов есть такие  как переработка орехов, розлив и расфасовка меда, животноводческие фермы, производство сухофруктов, производство стройматериалов, производство оливкового масла и т.д.

Многие из этих проектов призваны заместить тот импорт, который вследствие санкций был вытеснен с российского рынка. Проекты, направленные на импортозамещение как внутри Абхазии, так и на российском рынке, будут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования и абхазской стороной поощряться. Сейчас мы разрабатываем проект постановления, определяющего порядок отбора проектов. Это будет система прозрачных критериев для всех, предоставляющая равные стартовые условия для всех без исключения. Отбором будет заниматься межведомственная комиссия, которая будет создана при Министерстве экономики. Окончательное решение будет приниматься на двустороннем уровне с согласия российской стороны. Процесс отбора будет многоступенчатым. Мы хотим таким образом отобрать наиболее выгодные проекты, которые смогут принести максимальную пользу нашей стране.