Сухум, 27 апр – Sputnik, Бадрак Авидзба. К началу Великой Отечественной войны 21-летняя Валентина Шульгина, закончив Томский медицинский институт, работала сельским врачом.
О начале войны Валентина узнала по радио.
"Немец уже взял Брест и другие города, подошел к Москве. Нас вызвали в военкомат, всех поставили на строгий учет и 24 августа 1941 года меня из Томска направили в город Омск. В Омске формировались дивизии из выпускников танкового, пехотного и артиллерийского училища. Меня назначили командиром санитарного взвода", — вспоминает о начале войны ветеран.
В подчинении Валентины Шульгиной был 21 человек. После двухнедельного пребывания в Омске взвод Шульгиной эшелоном был отправлен в Сталинград.
"Нас выгрузили на станции Катлубань. У нас был всего один пулемет "Максим" и одна винтовка. Мы пошли прямо на передовые позиции. Немец ужасно рвался к городу. Так мы подошли к позициям, где нас отдали в подчинение армии Чуйкова. Сколько мы не обороняли Сталинград, но все же немцы смогли прорваться в город. Все нефтяные трубы полопались, вокруг все горело. Кругом были слышны стоны раненых", — с волнением рассказывает Шульгина.
По словам ветерана, армия Чуйкова вела непрерывные бои до ноября месяца. Вот как вспоминает это время Валентина Шульгина: "Есть было нечего. Солдаты убивали лошадей, под пулями пробирались к ним и наедались мяса до тех пор, пока не лопались их желудки".
В ноябре 1941 года к армии Чуйкова присоединилась армия Жукова, на вооружение поступили "Катюши".
"После такой поддержки мы начали готовиться к наступлению. За каждый дом шли непрерывные бои. Немцы подтянули тысячи танков и самолетов, но мы все же смогли второго февраля предъявить первый ультиматум. Тогда немцы отказались, но уже десятого февраля они капитулировали. Паулюс вместе со своей армией вышел и сдался в плен", — с улыбкой произнесла Шульгина.
После полуторанедельного пребывания в освобожденном Сталинграде взвод был отправлен в Мичуринск на переформирование, после чего Валентину Шульгину направили на Курско-Орловскую дугу.
"Там в один день 20 девушек были задавлены немецкими танками. Мы тогда готовились к атаке, артподготовка шла 12 часов, потом мы пошли в атаку за Родину, но немцы прорвали нашу оборону и на танках начали давить наших девушек, которые вытаскивали раненых", — со слезами на глазах сказала Валентина Шульгина.
После победы в Курско-Орловской битве, Валентина Шульгина прошла с фронтом Белоруссию, Польшу, Чехословакию, Кенигсберг, а затем Берлин.
"На Рейхстаге есть моя надпись, чем очень горжусь", — сказала ветеран.
После взятия Берлина Шульгина была направлена на войну с Японией.
"Когда мы прибыли, японцев уже не было, остались только смертники", — вспоминает ветеран.
На подводных лодках у берегов Японии Валентина Шульгина прослужила до 1956 года, в том же году она с мужем переехала в Абхазию.
"Мой муж был подводником-атомщиком. Из-за отсутствия должной защиты на подлодке он заболел белокровием, и мы приехали сюда", — сказала Шульгина.
После окончания Великой Отечественной войны Валентина Шульгина окончила Московский финансовый университет и много лет проработала бухгалтером.
За мужество, проявленное в боях за Сталинград, Валентина Ефимовна награждена медалью “За отвагу” и орденом Красной Звезды за Курско-Орловскую битву.