СУХУМ, 15 июн —Sputnik, Арифа Капба. Набережная Махаджиров сегодня — излюбленное место отдыха горожан и гостей города, здесь можно пройтись, подышать морским воздухом, послушать крики чаек, ощутить аромат кофе в прибрежных кафе, почувствовать запах цветущих олеандров, магнолий и жасмина.
Все было точно также сто лет назад, с той лишь разницей, что тогда на Михайловской набережной, а именно так улицу называли в начале века, было гораздо меньше праздности. Это была артерия, соединяющая город с морем, а ведь именно через море Абхазия была связана со всем остальным миром.
В портовый город Сухум заходили как торговые, так и пассажирские суда. Только в 1857 году в сухумский порт вошло 237 кораблей. Для регуляции все более активного морского сообщения в 1861 году на сухумском мысе был построен маяк.
36-метровый из железа белоснежный маяк французского происхождения освещал дорогу кораблям всех типов аж на 12 морских миль. 146 ступенек винтовой чугунной лестницы ведут к фонарю маяка, откуда открывается впечатляющий вид на окрестности Сухума и даже на Новый Афон.
Итак, корабли подходили к Сухуму. Привозили различные товары, привозили людей. Самых разных — тех, кто спешил наладить тут бизнес и нажить себе состояние, тех, кто бежал из старых мест в поисках новых берегов, и тех, кто просто путешествовал и жаждал новых впечатлений. Последних становилось все больше. В городе стали строить гостиницы.
Поговорим о самых первых из них. Пожалуй, самой-самой первой гостиницей на Михайловской набережной стала гостиница "Россия". По информации ученого, знатока истории города Анзора Агумаа, ее построил в 1898 году по заказу батумского купца первой гильдии Соломона Вильфензона архитектор Иван Бегич.
Гостиница "Россия" считалась первоклассной. Двухэтажное здание из красного кирпича с двумя красивейшими куполами, оно наверняка привлекало внимание пассажиров кораблей еще задолго до того, как суда причаливали к берегу.
Здание было построено в стиле модерн, модном и распространенном в архитектуре начала XX века, но, по словам архитектора Тимура Ломия, модерн тут встречается не в чистом виде, а с примесью элементов так называемого псевдорусского стиля.
На фасаде кирпичного здания любой, кто будет смотреть чуть внимательнее остальных, с легкостью заметит декор в виде мастей из игральных карт. Говорят, появились они тут неслучайно. Якобы человек, кому принадлежало здание (имеется ли в виду упоминавшийся выше Вильфензон, легенда умалчивает) был заядлым картежником. Согласно городской легенде, стройка этого здания была доведена до фундамента, когда хозяин в очередной партии проиграл все свое имущество, и ему ничего другого не оставалось, кроме как заложить фундамент. Отчаянный игрок так и сделал, и фортуна ему улыбнулась, он отыграл обратно все свое имущество и даже в придачу крупную сумму, позволившую ему довести строительство до конца. В благодарность любимой игре он якобы дал задание строителям обязательно поместить на фасаде изображение мастей карт. Так ли это, на самом деле неизвестно, но пика, черви и бубны на стене дома отчетливо различимы.
Ну а теперь вернемся к реальности и к тому, кто действительно владел гостиницей. Предприимчивый Вильфензон, безусловно, заинтересованный в том, чтобы как можно больше людей останавливалось в номерах его гостиницы, изобрел целую систему встречи пассажиров на шлюпках. К пассажирам кораблей подплывали работники гостиницы и предлагали выбрать для постоя гостиницу "Россия".
Очень многие, утомившись от морского путешествия и тронутые таким вниманием, с легкостью садились в фелюги и уплывали к "России". Номер в гостинице стоил от 1 до 6 рублей за сутки.
Большой роскошный ресторан, 30 комфортабельных номеров с окнами, выходящими на море, собственный причал, подходящий прямо к дверям гостиницы. Недаром именно тут решил остановиться путешествовавший из Одессы в Батум поэт Сергей Есенин. Но это было гораздо позже, в 1925 году.
А до этого в истории гостиницы было много разного, в том числе и печального. Так в 1908 году в здании случился сильнейший пожар. Гостиница "Россия" была полностью сожжена. Позже ее восстановили, но здание не обрело былой красоты и изящества, ведь купола, так удачно венчавшие гостиницу, восстановлены не были.
Вильфензоны владели этим зданием первые 12 лет его существования. В 1910 году оно было продано Российскому транспортному и страховому обществу. Новые хозяева не особо поддерживали имидж первоклассной гостиницы. Первый этаж здания они отдали под склады и пакгауз. Хотя гостиница и продолжала функционировать, она перешла в категорию второго класса. В "России" разрешили селиться пассажирам второго, третьего и даже четвертого класса! Дело поистине неслыханное для гостиницы класса люкс, а ведь именно таковой и была "Россия" первоначально.
В этом красивом здании, памятнике архитектуры, которое до сих пор является украшением Набережной города, сейчас живут люди. Их по праву можно считать счастливчиками, ведь каждый вечер они имеют возможность наблюдать за тем, как солнце медленно погружается в воды Черного моря. Так было и сто лет назад.