Саид Барганджия, Sputnik.
Вернуть фамилию предков
Олег Лакрба с особой гордостью произносит свою фамилию. Еще в советские годы ему удалось ее вернуть.
Он рассказал, что его предки носили фамилию Лакрба, которой, по его словам, уже более тысячи лет. С этой фамилией рождалось множество известных абхазских личностей. Однако предков Олега Константиновича в 1918 году вынудили изменить свою фамилию.
"Тогда меняли фамилии работники церкви, в основном они были меньшевиками. Изменили и нашу фамилию на Лакербая", — рассказал Олег Лакрба.
Олег Лакрба вспомнил, что в Госархиве, который сгорел во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов, хранились сведения о том, что его фамилия была изменена, а также подлинные доказательства того, что в условиях грузинизации были изменены и многие другие абхазские фамилии.
"Отец рассказывал, что в те годы невозможно было воспрепятствовать этому насильственному процессу. В Галском районе 80 процентов фамилий были изменены. Мысль вернуть свою фамилию всегда присутствовала в наших умах", — отметил Олег Лакрба.
Он рассказал, что в 1979 году во всем Советском Союзе населению выдавались новые паспорта, и у них появилась маленькая надежда воспользоваться этой возможностью и попробовать вернуть свою фамилию.
"Мы всегда с трепетом относились к этому вопросу. Я пошел в ЗАГС, рассказал свою историю, в те времена там работала абхазка по фамилии Конджария, которая пошла навстречу и помогла мне. В те годы решения об изменении фамилии рассматривали правительства Абхазии и Грузии", —вспомнил Лакрба.
Вопрос об изменении фамилии семьи Лакербая на Лакрба сначала решался на заседании Гудаутского райисполкома. По словам Лакрба, были те, кто не поддержал данное решение, но большинство членов райисполкома высказались "за".
Райисполком возглавлял в те годы Максим Ахиба, и при его одобрении было вынесено положительное решение, на основе которого удалось изменить фамилию.
"И мы стали Лакрба", — добавил с гордостью он.
Свою фамилию удалось вернуть и Тенгизу Инал-ипа, который сегодня живет в Галском районе.
История, как он рассказывает сам, такая же, как и у многих тех, кто был вынужден в 1918 году отказаться от фамилии и принять их новое грузинское звучание.
"Мой прадед Михаил Инал-ипа в свое время возглавлял одну из галских общин. Их тогда было 11. У него было двое сыновей и пять дочерей. В годы революции он был вынужден пойти на то, чтобы поменять свою фамилию, и мы стали Иналишвили", — рассказал Инал-ипа.
По его словам, многих несогласных попросту убивали.
"Сам я родился под фамилией Иналишвили, но всегда хотел ее изменить и вернуть фамилию своих предков. Весь процесс длился около пяти-шести лет. Я долго собирал информацию, различного рода доказательства. Затем получил подтверждение в АбНИ. Документы были направлены в другие властные структуры, и только в 2012 году мне удалось вернуть свою фамилию. В те годы окончательное решение принимал президент Абхазии", — рассказал он.
Корнями в историю
Историк Давид Дасаниа рассказал, что сын грузинского царя Вахтанга VI, известный грузинский историк XVIII века Вахушти Багратиони, в своих работах упоминал фамилии абхазского происхождения и писал о нравах абхазского народа.
По словам историка, перечисляя фамилии "старинных мтаваров" — грузинских князей, Вахушти Багратиони упоминал фамилии Марушисдзе, Качибадзе, Абазадзе, Шарвашидзе, носители которых, по имеющимся в абхазоведении материалам, были абхазами по происхождению.
Историк упоминает и две другие фамилии – Мачабели и Анчаписдзе, которые, как известно, происходят от абхазской великокняжеской фамилии Ачба.
Дзе, швили, ия, ая…
В 1900 году на страницах газеты "Черноморский вестник" была опубликована статья известного грузинского общественного деятеля Константина Мачавариани "Сословный вопрос в Абхазии".
В этой статье, как отметил Дасаниа, автор решительно выступил против действий грузинских "культуртрегеров" — "недремлющих деятелей на поприще экономических завоеваний, покушавшихся и на большее относительно абхазцев, навязывающих им свой язык и поставивших задачу переделывать фамилии на свой лад, придавая им свои окончания".
Константин Мачавариани особо подчеркнул в своей статье очень важное, по мнению Давида Дасаниа, обстоятельство грузинизации абхазских фамилий, предпринятой грузинскими и мегрельскими священниками в конце XIX века.
"Удивительно, что грубые искажения абхазских родовых имен, — пишет в статье грузинский деятель, — осуществлялись при почти полном равнодушии самих носителей этих имен, которые в большинстве своем по своей неграмотности или наивности не обращали обычно внимания на безобидные и никчемные, как им казалось, записи на бумажках".
"Так все эти —дзе, —швили, —ия, —ая с совершенно спокойным сердцем "реформаторы" фамилий, священники, внесли в документы, метрики, а со временем носители фамилий совершенно свыклись со своими измененными прозваниями", — приводит высказывания статьи Мачавариани Давид Дасаниа.
Свою статью Константин Мачавариани завершил следующими словами: "Для чего нужна была подобная переделка, понять не трудно, но почему ее допустили, почему сами абхазцы так легко помирились с ней – решительно непонятно".
Амбициозность абхазских князей
В одной из работ Константина Мачавариани, опубликованной в книге "Очерки и рассказы", изданной в 1909 году, затрагивается вопрос, связанный с распространением среди абхазских фамилий мегрельских, имеретинских, сванских и гурийских княжеско-дворянских фамилий, таких, как например, Абашидзе, Микеладзе, Ахвледиани.
По мнению Мачавариани, объяснением этому факту может служить то, что "Абхазцы упорно настаивали на том, чтобы контингент пятого сословия (имеются в виду крепостные крестьяне) состоял не из коренных абхазцев, а из пленных, набранных во время нападения их на Мегрелию, Имеретию, Гурию и даже Грузию".
"По моему убеждению, одной из причин распространения грузинских фамилий среди абхазов исконно абхазского происхождения стала амбициозность абхазских князей, которые в угоду собственной прихоти, для того чтобы унизить представителей высшего сословия Грузии, давали своим немногочисленным рабам и зависимым крестьянам известные грузинские княжеские фамилии", — считает Давид Дасаниа.
О мегрельских фамилиях абхазского происхождения
По словам Дасаниа, в составе мегрельского населения Галского района Абхазии, помимо сравнительно немногочисленной группы носителей коренных мегрельских фамилий, в основном встречаются потомки старинных абхазских фамилий.
"Причем, здесь, в Галском районе, и поныне проживают носители абхазских фамилий, однофамильцы которых исчезли в других районах Абхазии. Здесь нужно особо отметить факт абхазского происхождения почти всех коренных фамилий мегрелов Галского района, о чем, кстати, подтверждают и данные топонимики", — рассказал Дасаниа.
Прошли сотни лет, выросло не одно поколение. Для кавказских народов всегда особое значение имела фамилия, принадлежность к тому или иному роду, знание чего позволяло понять самого себя и чтить своих предков.
Насильственное изменение абхазских фамилий оставило свой неизгладимый след - многие семьи потеряли историческую нить своего происхождения.