Вечерний Сухум - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Последние новости Абхазии в материалах Sputnik Абхазия.

Нежность с железным характером

© Sputnik / Томас ТхайцукБалетная студия при Государственном училище культуры в Сухуме
Балетная студия при Государственном училище культуры в Сухуме - Sputnik Абхазия
Подписаться
Балетная студия при Государственном училище культуры в Сухуме - единственная в своем роде в республике, ее основательница, хореограф Яна Цвейба, уже восемь лет обучает девочек искусству академического танца.

Астанда Ардзинба, Sputnik.

О том, что в Государственном училище культуры в Сухуме обучают детей абхазским танцам и игре на народных инструментах, знают все, а вот то, что при училище существует студия балета, факт менее известный. Балет абхазскому зрителю знаком по большей части заочно. В стране нет балетных трупп, и посмотреть "Лебединое озеро" в исполнении абхазских артистов не удастся. Тем не менее, хореограф Яна Цвейба, выпускница сухумского Госучилища культуры и Краснодарского университета культуры, уже восемь лет обучает юных подопечных искусству академического танца. Ее студия балета для девочек – единственная в своем роде в республике. 

Железный характер в нежной обертке

"Открытие школы балета в Сухуме всегда было моей мечтой", — признается Яна Станиславовна. 

К. Ковач - Запись абхазских трудовых песен. - Sputnik Абхазия
Венгр в черкеске. 101 абхазская песня Константина Ковача

Мы успеваем с ней переговорить перед началом занятия, пока девочки в невесомых юбочках надевают балетные туфельки, а пианистка листает нотную тетрадь, выбирая произведение. Хрупкая, утонченная девушка Яна выглядит именно так, как и должен, в моем понимании, выглядеть преподаватель балетного класса. Однако за внешней хрупкостью хореографа железный характер и неимоверная требовательность к ученицам. 

"Держи руки! Не опускай голову! Повезло же вам, что у нас сегодня в гостях журналисты", — возмущается Яна, заметив неточности в исполнении. Юные подопечные, самой старшей из которых 11 лет, беспрекословно выполняют все указания строгого учителя. 

"Без должной дисциплины в этом деле успеха не достичь. Сегодня, например, двух девочек на занятии нет. Это просто преступление – пропускать занятие, наверстать нереально, что сказывается на общей подготовке ребенка. Дети, конечно, не виноваты, а вот родители, к сожалению, не всегда понимают насколько это ответственно", — замечает Яна. 

Через тернии к балетному станку

Занятие проходит в небольшом, если не сказать тесном, зале в глубине здания Госучилища. По сравнению с классами народного танца, где занимаются тридцать детей и более, в балетной студии девочек немного. В настоящее время здесь обучается 20 воспитанниц, из них семь девочек — в старшем классе и тринадцать — в младшем. Связано это в первую очередь с тем, что отбор в студию балета очень жесткий. 

"Мы обращаем внимание на конституцию тела, координацию движений, гибкость, музыкальный слух ребенка. И даже смотрим на родителей, нет ли у них склонности к полноте. Очень обидно будет, если балерина в подростковом возрасте начнет набирать вес. Честно говоря, танцовщицы должны быть просто кожа и кости", — рассказала хореограф.

Определяют в классы студии не по возрасту, а по времени обучения. Среди старших те, кто занимается около четырех лет.  Одна из воспитанниц даже приезжает на занятия из Гагры.

"Тяжело и неудобно добираться в другой город на маршрутке, но любовь к балету побеждает", — говорит с улыбкой преподаватель. 

© Sputnik Томас ТхайцукБалетная студия при Государственном училище культуры в Сухуме
Балетная студия при Государственном училище культуры в Сухуме - Sputnik Абхазия
Балетная студия при Государственном училище культуры в Сухуме

По мнению Яны Цвейба, лучше всего начинать заниматься в балетном классе с шести лет. Ребенок должен понимать суть упражнений, осознавать, зачем нужно то или иное движение, чувствовать свое тело и быть восприимчивым к замечаниям преподавателя, поясняет Яна.

Учиться взлететь

Девочки, а студию посещают исключительно они, занимаются три раза в неделю. Каждое занятие длится час, иногда больше, когда приходится готовить новый номер к очередному выступлению в училище или филармонии. Сегодня они провели первую часть занятия в мягких туфлях (их еще называют "балетками"), а после надели атласные пуанты. Каждая из них уже умеет вставать на острие, то есть, подниматься на кончик большого пальца ноги, создавая иллюзию отрыва от земли, то самое ощущение невесомости, которым знаменит академический балет. 

Маленькие балерины разучивают с хореографом сложные позы и движения, аллонже, амбуате, ан деор, (балетная терминология преимущественно французская). Жестокий мир танца требует от балерин подчас совершенно невозможного. Но здесь может быть только один секрет — упорство и непреодолимое желание приобщиться к прекрасному. 

В мир

По окончании учебы, которая длится пять лет, воспитанницы получают диплом Госучилища культуры. Дальнейшая судьба юных танцовщиц остается неясной, в виду отсутствия в стране балетных ансамблей. Потому самые талантливые из воспитанниц Яны Цвейба пробуют поступать в российские балетные школы. 

Большие надежды Яна возлагает на одиннадцатилетнюю Кристину Чкотуа. Девочка не мыслит себя без балета, и ее родители желание ребенка стать балериной одобряют. Кристина уже пробовала поступать в одну из балетных школ Москвы, но до поступления ей не хватило всего нескольких баллов. В этом году она снова попробует свои силы, но уже в Санкт-Петербурге, с гордостью рассказывает Яна Цвейба.

Хореограф Яна Цвейба искренне надеется, что на лучших театральных подмостках мира появятся и абхазские балерины, начинавшие свой путь в стенах Сухумского Госучилища культуры.

Лента новостей
0