Sputnik, Саид Барганджия.
В профессиональный день медицинских сестер Sputnik собрал истории медсестер Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов, их страхи и мечты, надежды и отчаяния, любовь и героизм.
Спасибо, медсестра
До начала Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов в Сухумской поликлинике стоматологом работала Виктория Хашиг, после того как она узнала о начале войны, для себя приняла решение пойти на фронт медицинским работником. Виктория Хашиг была одним из создателей известного медицинско-санитарного батальона.
"Я врач, и вопросов о том, идти на войну или нет, не возникало", — сказала Хашиг.
По ее словам, медико-санитарный батальон был сформирован на базе уже существовавших на тот момент медицинских служб фронта в октябре 1992 года.
Участники медсанбата оказывали медицинскую помощь на поле боя, также эвакуировали с поля боя раненых.
"Чем больше времени проходит после войны, тем сложнее вспоминать. Не хочется об этом говорить, не хочется вспоминать", — тихо сказала Хашиг.
Хашиг рассказала, что иногда бывало, перед выходом на поле, где были раненые, ее одолевал страх, на подавление которого уходило по нескольку минут.
Ветеран Отечественной войны народа Абхазии Нанули Хагба была знакома с работой медсестры до начала войны, так как изучала медицину в институте, она умела делать уколы, перевязки, но это все было не то.
"Не могла ведь я дома сидеть. Поехала в Гудаутский госпиталь. Оттуда уже нас с медсестрой Мананой Сымсым направили на Ауадхару, организовывать медпункт. Находились там где-то месяц. После смерти племянника осталась на какое-то время у сестры. И в январе ушла на передовую", – рассказала Нанули Хагба.
Она рассказала об особенностях работы медсестры в условиях войны.
"На практике мы не сталкивались с такими ранами. Нельзя было долго думать, иначе упала бы в обморок. Никогда не забуду, раненый, по-моему, был из Псху, русский. Его рука была оторвана полностью. Я подошла и увидела этот ужас, подумала, боже, что с ним случилось?! Потом я сразу взяла себя в руки, иначе было нельзя. Нужно было работать, как робот, и ни о чем не думать", – сказала Хагба.
Нанули Хагба вместе с молоденькой медсестрой Лялей Аршба оказывала помощь раненым, которых становилось все больше и больше. В то место, где был медпункт, упало два минометных снаряда, взрывной волной отбросило Нанули и Лялю. В результате, были раненые и убитые. Раненых забрали, а две медсестры остались без связи до вечера. Потом они поднялись в свой штаб, и там им сообщили, что наступление было неудачным.
"Мы ждали, когда из окружения выйдут наши ребята, фактически четверо суток без сна, мы уже в роботов превратились, никаких чувств, ни страха, ни боли. Мы бегали — там перевяжем, там обезболим. Когда уже все оттуда вышли, нас увели в тыл", – сказала она.
Спасать жизни под обстрелом
На фронт во время грузино-абхазской войны медсестрой пошла и Мзия Абухба-Сохадзе.
"Я не смогла остаться в Лыхны. А что там в селе? Похороны за похоронами. Идешь одного оплакивать, домой не успеваешь вернуться, как уже узнаешь, что погибшего соседа привезли, идешь к соседям. И так изо дня в день. Я чуть с ума не сошла", — поделилась воспоминаниями кавалер ордена Леона, медсестра Мзия Абухба-Сохадзе.
В дни мартовского наступления не было ни одной спокойной секунды. Сотни раненых, всем нужно было успеть помочь. Несколько дней медсестры не смыкали глаз, не ели и не пили.
— Я умру?— спрашивал каждый, абсолютно каждый.
Я им отвечала:
— От этой маленькой дырочки ты думаешь умереть? Она же меньше сантиметра.
Но они умирали. Я врала.
"У некоторых не было частей тела, полбока, например. Приходилось наскоро пришивать, буквально собирать по частям. Однажды я ампутировала парню ногу. Она была практически оторвана и держалась на коже в два сантиметра. Я ножом ее срезала, он вскрикнул. Ему стало больно, и эти два сантиметра он все еще чувствовал".
В сентябре, услышав, что Батал Кобахия организует медико-санитарный батальон, из оккупированного Сухума перешла линию фронта по мосту в Нижней Эшере Нина Балаева, чтобы "разведать" обстановку и узнать, примут ли ее в ряды ополченцев. Сомнения оказались ненапрасными, так как Батал Кобахия отказался принять Нину Балаеву в формирующийся батальон, но со временем был вынужден принять.
Так и оказалась Балаева на Гумистинском фронте медицинской сестрой.
"Девочки очень любили пострелять из автомата, а я не люблю оружия совсем. Те, кто очень хотел, потом, к концу войны, конечно, щеголяли с пистолетами в кобуре. Но я к этому никогда не стремилась. Чтобы не попасть в плен, многие девочки носили с собой гранаты, чтобы самоликвидироваться. Но их у меня тоже не было, как-то я гнала эти мысли. Не было у меня никогда никакого оружия", — рассказала она.
История праздника
Впервые инициатива об учреждении праздника была выдвинута в 1953 году, в столетнюю годовщину создания первой в мире службы милосердия. В 1853 году, в самом начале Крымской войны, англичанка Флоренс Найтингейл организовала специальную медицинскую добровольную службу. Медсестры оказывали первую помощь непосредственно на линии фронта, практически каждую минуту рискуя собственной жизнь. В этой службе было много и русских медсестер и монахинь.
В годы Крымской войны в военных госпиталях добровольно работали и многие женщины знатного происхождения, в том числе и императрица Александра, жена Николая II, вместе со своими дочерьми.
В первый раз неофициально праздник отмечали в 1965 году. Но официальный статус он приобрел только в 1974 году. Международный Совет медсестер принял решение праздновать профессиональный день медицинских сестер 12 мая в честь дня рождения Флоренс Найтингейл.