Рада Ажиба, Sputnik
Война изменила его жизнь
Василий Арухаа живет в селе Хуап Гудаутского района. Здесь у него дом и хозяйство. Как признался сам Василий, он не любит журналистов пускать в "свой мир", но все ж нам удалось побывать в цеху у мастера.
Когда мы вошли во двор, он, поприветствовав нас, пригласил на крыльцо апацхи (плетеный дом у абхазов – ред.). Здесь на стенах развешены готовые и еще незаконченные музыкальные инструменты.
Изготавливать музыкальные инструменты Василий Арухаа начал после грузино-абхазской войны. До этого он занимался национальными абхазскими танцами. Сначала танцевал в Государственном ансамбле "Шаратын", с которым в советское время гастролировал по Европе, потом перешел в народный ансамбль "Рица", а перед войной основал собственный детский танцевальный коллектив "Адац" в Гудауте. Война изменила его жизнь. Сначала на фронте погиб брат, следом, не выдержав горя, умер отец, и две семьи – его собственная и семья брата — оказались на плечах Василия. Он переехал из Гудауты в Хуап, оставив искусство, и стал заниматься хозяйством.
Первый ачамгур
Первый ачамгур Василий сделал на спор. Потом увлекся и начал совершенствовать технологию. Все приходилось изобретать самому, учиться было не у кого.
"В этом и состояла основная сложность, — говорит Василий Арухаа. — Этим ремеслом я стал заниматься после войны, хотя ранее ничем подобным не занимался, хоть и был связан с искусством. В нашем селе жил старец по фамилии Анкваб, он делал инструменты, и, когда я начал изготавливать их, ходил к нему за советом, он меня направлял. Помню свой первый ачамгур, его я сделал на спор.
Началось все с того, что однажды мой друг Отар Хунцария приехал ко мне в гости. Это было после войны. Говорили об искусстве, о культуре. И вот во время разговора он мне предложил начать изготавливать абхазские народные инструменты. Вначале я отказался, так как не знал с чего начинать, из чего их делают, как называются деревья. И я стал изучать все самостоятельно. Сколько инструментов я бросил в огонь и сжег — не сосчитать. Если не получалось, я нервничал, себя винил, но все равно добивался своего. Некоторые люди падают духом, когда что-то не получается, а я не из таких. Тем более я поспорил, и у меня должно было все получиться", — говорит Арухаа.
По его словам, в послевоенное время нужно было поднимать уровень культуры, в музыкальные школы требовались инструменты, и его деятельность в этом только помогала.
Изготовить идеальный инструмент
Для того чтобы изготовить идеальные инструменты, Василий Арухаа перепробовал более десяти разновидностей древесины. Но все же нашел самую подходящую породу деревьев. Однако названий этих деревьев он не знает ни на русском, ни на абхазском языках.
"Главное в музыкальных инструментах — это их звучание. Я могу сделать красивый инструмент, но если он не будет звучать, то нет смысла на нем играть. Это пустая трата времени. Для того чтобы изготовить идеальные инструменты, я перепробовал множество видов древесины. В старину абхазы делали ачамгур, аюымаа, ахымаа, ачарпын, абыкь из других видов деревьев, в наше время все изменилось.
В основном использую ольху, липу для изготовления ачамгура, аюымаа, ахымаа. А материал, из чего делаю ачарпын, не могу назвать, так как не знаю название, узнаю только на глаз. Дерево это появилось в Хуапе относительно недавно. Вы не подумайте, что я специально не говорю название дерева, — говорит Василий с улыбкой, — я не боюсь, что кто-то начнет еще делать инструменты. Просто я, на самом деле, не знаю их названия.
Весь материал для инструментов я приношу из леса. Сначала делаю обход, ищу, делаю наброски, где что можно срезать, и когда наступает время, я еду на лошади и привожу. Это очень далеко от дома, это почти в горах. Я делаю заготовки, рисую эскизы инструмента и приступаю к работе. Все инструменты я делаю вручную. Я себя в шутку называю "ювелиром". Это очень тяжелая, кропотливая работа".
Все национальные коллективы Абхазии сегодня играют на музыкальных инструментах, изготовленных Василием Арухаа. Каждый инструмент он делает с душой, над каждым сидит с ночи до рассвета.
Творческая семья
Василию Арухаа пришлось оставить танцы. По его словам, у него остались нереализованные мечты, но его любимое дело продолжает его супруга, хореограф по образованию Ирина Цадкина. Старший сын Денис пошел по стопам отца, он выпускник Сухумского музыкального училища культуры и Краснодарского университета культуры (отделение "народные инструменты"). Денис Арухаа — руководитель оркестра народных инструментов "Апхьарца". А младший сын Гудиса — танцор ансамбля "Кавказ".
Творческая семья Арухаа в Абхазии известна многим. Василий и Ирина сделали многое для культурной жизни Абхазии, и их дети достойно продолжают любимое дело родителей.
Фотоленту об этом смотрите здесь >>
Услышать звук абхазских народных инструментов можно здесь >>