05:37 27 Февраля 2017
Прямой эфир
Абхазский драмтеатр

Греческая драма в Сухуме

© Sputnik.
В Абхазии
Получить короткую ссылку
Абхазия: путешествие во времени (39)
81171

О несбывшейся мечте актера Анастаса Ксинопуло переехать на историческую родину и о постоянных его попытках воссоздания национальной культуры, рассказал исследователь-сухумовед, председетель Центра исследований истории и культуры Сухумских греков "Диоскуры" в городе Афины Григориадис Георгиос.

Sputnik, Георгиос Григориадис.

Постановки действовавшего в Сухуме до 1938 года греческого сектора при Гостеатре Абхазии пользовались необычайным успехом у жителей города. Это было обусловлено несколькими факторами: интересным репертуаром, включавшим произведения древнегреческих даматургов, понтийских, иностранных и современных греческих и советских писателей, успешной игрой актеров, профессиональной постановкой, а также знанием греческого языка, помимо греков, многими жителями города негреческой национальности, выросшими среди греческого населения города, составлявшего в то время относительное большинство в городе Сухум.

В успех театра свой вклад вносили его талантливые актеры, такие как главный режиссер театра – Федор Канониди (Аполлон), Анастас Ксинопулос, Георгий Канцас, Никос Спанидис, Любовь Карвониди, Елена Кускова-Кинигопуло-Тагматархис, Ольга Мусикиди, Т. Софьянос, О. Иосифиди, О. Карвониди, С. Ляйляс, Х. Марантиди, Х. Попандопулос, И. Лабрианиди, Эммануил Митафиди и другие.

Гостиница Рица после реставрации, 1985 год. Архивное фото.
Фото из архива Георгиоса Григориадиса

Одним из ведущих актеров театра был Анастас Ксинопуло. Он появился на свет 28 октября 1900 года в Санте, в селе Пиштофандон (Понт). У Анастаса было пять братьев и одна сестра. Все они остались на руках матери, когда скончался отец семейства, и семья переехала в Сухум. В 1918 году Анастас Ксинопуло заканчивает сухумскую греческую школу.

В 1930 году он поступил в экономический институт имени Плеханова в Москве на заочное отделение. Но в 1934 году как подданный Греции,  наряду с другими иностранноподданными студентами, был исключен из института.

В 1932 году Анастас женился на модельере Клеопатре Бумбуриди, которая родила ему троих детей.

Либо гражданство, либо звание

С момента основания в Сухуме греческого театра в конце 1920-х годов он активно участвовал в постановке спектаклей в качестве режиссера, переводчика пьес, исполнителя главных ролей.

В 1936 году после необыкновенного успеха спектакля "Царь Эдип", Ксинопуло был выдвинут на получение звания Заслуженного артиста Грузинской ССР.

Здание греческой школы в конце 1930-х годов. Архивное фото.
© Фото: Абхазская интернет-библиотека

Все документы были подготовлены, но условием был отказ от греческого гражданства и получение советского. Такая постановка вопроса оказалась для Ксинопуло неприемлемой. Не задумываясь, он отказывается не от греческого гражданства, а от получения звания Заслуженного артиста. Это был настоящий подвиг. Ведь рядом многие совершенно спокойно расставались со своей принадлежностью к Греции и тут же обменивали национальную гордость на имущественные блага, продвижение в карьере.

А ведь в то время за подобный поступок Анастаса Ксинопуло могли не просто арестовать, но и запросто расстрелять как греческого шпиона. Он в полной мере осознавал всю опасность, но, тем не менее, показал своим поступком, что герои среди греков остались не только в мифах Античной Эллады.

После закрытия коммунистами в 1938 году греческого театра, большинству его актеров – близких друзей Ксинопуло, бывших иностранными подданными, удалось уехать в Грецию. В стране пахнет большой кровью. Уехать желает и Ксинопуло, но препятствие этому – советское гражданство жены — Клеопатры, которой выезд запрещен. После многочисленных ходатайств (довелось даже побывать на приеме у Калинина) неимоверными усилиями удалось добиться выхода супруги из советского подданства. Наконец Анастас Панайотович с женой получили право на выезд из СССР. 

Но Ксинопуло и на этом этапе не повезло. В 1939 году кораблем в Грецию он отправляет сначала племянника, которого воспитал и вырастил, а сам Анастас Панайотович надеялся уехать немного позже.

Труппа  сухумского греческого театра, 1930-е годы.
из архива Эриэты Селиди-Ксинопуло
Труппа сухумского греческого театра, 1930-е годы.

Казахстан вам, а не Грецию, или 20 лет без моря 

Но тут в ход событий вмешалась история. Произошло событие, искалечившее всю дальнейшую жизнь Анастаса Ксинопуло. В связи с началом греко-итальянской войны в 1940 году корабельное сообщение Греции с Одессой прекратилось.

Таким образом, была потеряна возможность перебраться на Балканы. Вскоре после войны СССР с фашистской Германией, в 1949 году последовало выселение греков из Сухума и других регионов в Казахстан, куда была переселена и семья Ксинопуло. Будучи в Казахстане, Ксинопуло, наряду с другими греками, был принужден подписать документ о двадцатилетнем невыезде из Казахстана. Будучи "сыном паралии", выросшим рядом с морем, он сетовал жене: "Как можно прожить 20 лет без моря!".

Но вот, парадокс стойкости. Несмотря на все беды, Ксинопуло не терял надежды переехать на историческую родину, продлевая срок действия своего греческого паспорта. Мысль об Элладе не покидала его, и он всегда говорил: "Хотя бы во сне увидеть нашу "маленькую" Грецию". Все застолья в семье начинались с пения греческого гимна и, что очень характерно, заканчивались тостом "Амботэ стин Эллада!", что в переводе на русский язык звучит как "Дай Бог в Греции!". Что тоже по тем временам являлось подвигом. Ведь один донос "анонимного доброжелателя" — и вся компания оказалась бы в лагере.

В конце пятидесятых, когда наступила так называемая "хрущевская оттепель", во флигеле дома Ксинопуло в Чимкенте при содействии его сына Панайота был организован кружок по изучению греческого языка, который вела три раза в неделю приехавшая из Греции к сыну гречанка по имени Александра. Через год существования кружка Панайот Ксинопуло был вызван в органы, где прозвучали угрозы увольнения его с работы и было приказано кружок закрыть.

Актер Ксинопуло Анастас Панайотович.
из архива Эриэты Селиди-Ксинопуло
Актер Ксинопуло Анастас Панайотович.

Чимкентские аншлаги

Несмотря на запрет на преподавание грекам их родного языка, Ксинопуло не покидали мысли о возрождении греческих традиций. Невзирая на трудности и опасности, он с друзьями-единомышленниками, греками-патриотами, продолжал попытки получения разрешения на воссоздание национальной культуры.

Так, представители греческой интеллигенции Чимкента, Пайрахтар —Симеофориди, Ксинопуло, Мазманиди и другие ходатайствовали о создании греческой драмы. В конце концов такое разрешение было получено, и они полностью окунулись в эту работу — по памяти воссоздавали костюмы для театра, хореографию спектаклей, музыку, песни. На базе оставшихся участников трупп бывших сухумского и батумского греческих театров  был создан великолепный коллектив, который своей сценической деятельностью поднимал дух находившихся в ссылке греков. Можно сказать, что с этого и  началось возрождение!

Из бывшего сухумского театра участвовали: Анастас Ксинопуло, Георгий Канцас, Ольга Иосифиди-Канцас, Кофиди, Христо Попандопуло. Из батумского: Патроклос Апостолиди, братья Ктениди и другие.  Труппа поставила спектакли на родном греческом языке: "Ти Трихас то гефир", "Лазарагас", "И лира ту геро Никола". Театр был заполнен до отказа. Многим приходилось смотреть спектакли стоя. Каждой постановке сопутствовал аншлаг.

По словам директора Чимкентского театра, его заведение никогда ранее не видело такого триумфа. Труппа с гастролями ездила в построенный греками город Кентау и по районам Казахстана.

Программа постановки Мать в Гостеатре Абхазии.
из архива Эриэты Селиди-Ксинопуло
Программа постановки Мать в Гостеатре Абхазии.

В Сухум

Поскольку мечта о переезде в Грецию осталась неосуществленной, Ксинопуло с семьей в 1970 году возвращается в дорогой сердцу Сухум. Спустя несколько лет, при посещении дочери, оставшейся в Чимкенте, 23 февраля 1976 года Анастас Ксинопуло скоропостижно скончался. Дочь с зятем Селиди Панайотом исполнили давнее желание отца не быть похороненным в ссылке в Казахстане, и его тело было перевезено и предано земле в Сухуме на Михайловском кладбище.

Анастас Ксинопуло был широко известен, популярен, любим широкими массами. Это был человек с неугасаемым юмором, поднимавший в трудные годы дух своего народа. Человек, из поступков которого, боли и радости сплетена история, его жизнь, его театр.

Этот талантливый человек воспитал и незаурядных детей. Старший сын — Панайот  сочинял стихи, работал строителем, "был мастером на все руки". Порой всех удивляли его необычайные способности. Альберт окончил педагогический институт, продолжил учебу в Ташкенте, в институте иностранных языков. Был корреспондентом "Литературной газеты". Он умер молодым в возрасте 35 лет.

Дело отца на ниве искусства, служа, как и он, всем сердцем своему народу – понтийским грекам – продолжила дочь Анастаса Ксинопуло  Эриета Ксинопуло-Селиди. В Казахстане, в Сухуме, а затем уже и в Греции она сделала и делает многое для музыкального воспитания нового поколения.

Темы:
Абхазия: путешествие во времени (39)