Бадри Есиава, Sputnik.
Свадьба — одно из главных и ответственных событий в жизни каждого человека, требующее немалых финансовых и эмоциональных вложений, продуманной организации от блюд на столе до развлекательной программы для виновников торжества, но в большей степени, для гостей.
И какая же абхазская свадьба без зажигательных и национальных ритмов под звуки адаула (национальный барабан — ред.) и аккордеона?! Таких свадеб в Стране Души не бывает.
Заслуженных артистов Абхазии Вианора Айба и Кадыра Барциц в Абхазии, наверное, знают все от мала до велика. Более чем за 15 лет под их музыкальное сопровождение в семейную жизнь вошли сотни пар, точное количество они и сами не знают, но так как в последние годы свадьбы начали играть и в будние дни, они называют от 30 до 50 торжеств в сезон.
Их творческие пути пересеклись на первом курсе Сухумского музыкального училища. Как это часто бывает в Абхазии, нашлись общие родственники, быстро сдружились. Вместе отслужили в армии и начали работать в Государственном ансамбле песни и танца Абхазии.
Музыкальное детство
История приобщения Вианора и Кадыра к музыке во многом схожа. Полюбили они ее еще в раннем детстве, благодаря творческим родителям и традиционным национальным песням.
По рассказу Вианора, его музыкальное будущее вместе с именем были определены в первый же день его рождения. Дело в том, что родной дядя барабанщика работал водителем ансамбля "Кубань", и после каждых гастролей они заезжали отдохнуть к ним домой. Один из таких вечеров совпал с рождением ребенка, имя которому дали Вианор в честь Вианора Тарба, который танцевал в этом ансамбле, родного брата Народного артиста Абхазии Кандида Тарба.
"Назовите его в честь меня, и пусть он станет певцом или танцором", — сказал Вианор Тарба, предрекая творческую жизнь новорожденному.
Так и произошло.
"Есть такая знаменитая абхазская песня "В разгар большой свадьбы", я очень любил ее с детства. Помню, как меня ставили на стульчик и просили петь, в том числе и эту песню, что я с удовольствием делал", — поделился детскими воспоминаниями Вианор Айба.
После окончания учебы Вианор устроился на работу в Государственный ансамбль песни и танца Абхазии, где в 1996 году под руководством Заслуженного артиста страны Владимира Кокоскерия он решил научиться играть на барабане, с которым не расстается и по сей день.
А музыкальным спутником Кадыра Барциц с раннего детства был аккордеон, и в этом заслуга его отца, как говорит он сам.
"В советское время мой отец пел в колхозном хоре и всегда приобщал меня к музыке, обращал внимание на мой хороший слух. В третьем классе он купил мне мою первую гармошку, играть на которой я учился в том самом хоре, где папа когда-то работал", — вспомнил Кадыр.
Видео об этом смотрите здесь>>
Как рассказал Барциц, интерес к инструменту может появиться сразу, но для того чтоб его полюбить и понять, порой уходят годы.
Свадьба, свадьба, свадьба…
Вианор и Кадыр приняли свой первый заказ на свадьбу в селе Меркула. Было волнительно, но все прошло гладко, сказали они.
"Больше тысячи людей было приглашено на эту свадьбу, и мы выложились на все сто. Свадьба прошла на кураже, и ближе к вечеру вокруг нас собрались гости, для которых мы пели и играли абхазские национальные ритмы до самой ночи", — с ностальгией вспомнили музыканты.
Несмотря на огромное количество свадеб, на которых они работали, Вианор и Кадыр уверенно подчеркнули, что не было ни одной, где ими были бы недовольны. Их музыкальная программа отработана и проверена годами. Они точно знают вкусы общества, какую и в какой момент лучше сыграть мелодию.
"Наше общество все еще всем сердцем любит легендарную песню композитора Гиви Ванача "Рица". Не было ни одной свадьбы, где не попросили бы ее исполнить. Также наряду с абхазской музыкой исполняем абазинские и осетинские мотивы, шансон и шуточные песни, в текст которых мы иногда сами добавляем свои словечки и фразы, чтоб гостям было весело", — сказали музыканты.
Свадьба – место, где напитки "текут рекой", и некоторые гости "окунаются" в них с головой. Это, пожалуй, единственное, что может напрягать во время работы, отметили Вианор и Кадыр.
"Бывает, что подвыпившие люди начинают нас доставать своей назойливостью, нескончаемыми просьбами и не очень корректным тоном. Но мы стараемся обходить такие ситуации и не доводить до конфликта, чтобы не портить праздник хозяевам и гостям", — рассказали участники музыкального дуэта.
Помимо того, что Вианор и Кадыр украшают каждую свадьбу своей зажигательной музыкой, по их словам, они приносят молодым семьям удачу. Они замечают, что в тех семьях, где работали, нередко, рождается двойня или даже тройня. А первенец, в основном, всегда мальчик, сказали они.
Абхазские адаул и амурзакан
Каждый инструмент имеет свою историю и свои нюансы, отмечают Вианор Айба и Кадыр Барциц. К примеру, кавказский аккордеон, на котором играет Кадыр, — один из лучших как по качеству, так и по звучанию, считает он.
"К сожалению, в Абхазии уже не изготовляют амурзакан (национальная гармонь — ред.), поэтому одно время я играл на немецких аккордеонах, но они быстро портятся. Потом мы начали привозить инструменты с Свереного Кавказа, а точнее из Южной и Северной Осетии, Карачаево-Черкесии. Они прочнее и звучание у них лучше", — рассказал аккордеонист.
Вианор Айба рассказал, что раньше при изготовлении барабанов использовали коровью кожу. Это была трудоемкая работа, сначала чистили кожу, потом ее сушили и только после этого натягивали на корпус барабана. Сейчас вместо нее применяют пластик, звучание которого громче и лучше.
Игра на адауле (национальный барабан — ред.) дело нелегкое, добавил он, уходит много сил, а зимой пальцы трескаются до самой крови.
"Помню, была свадьба у нашего коллеги и, несмотря на то, что нас было четверо барабанщиков, к вечеру весь мой инструмент был в крови. На восстановление уходит 2-3 дня", — поделился Айба.
Темп обучения игры на барабане зависит от слуха, чем лучше человек понимает и чувствует музыку, ритм, тем быстрее он научится. В среднем может уйти пара лет, отметил Вианор.
Работа свадебными музыкантами для Вианора и Кадыра не только дополнительный заработок, но и занятие для души. В общей сложности, за день они играют от трех до пяти часов, и, как говорят они сами, никогда не было такого, что задумывались бы бросить это дело или же сопровождали молодоженов без особого желания.
"Мы всегда с радостью следуем за женихом и невестой, в любую погоду и делаем все, чтобы украсить главный день в их жизни", — рассказали они.
Вианор Айба и Кадыр Барциц признались, что когда люди особо активно поддерживают их аплодисментами и криками, они уходят в музыку настолько, что забывают, где они находятся.