Вечерний Сухум - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Последние новости Абхазии в материалах Sputnik Абхазия.

Тайны "лунного молока" абхазских пещер

© Sputnik / Томас ТхайцукПещера Абрскила.
Пещера Абрскила. - Sputnik Абхазия
Подписаться
В журнале "Микробиология" вышла научная статья о "лунном молоке" абхазской пещеры Снежная, корреспондент Sputnik Владимир Бегунов разбирался в природе этого загадочного вещества.

Исцеление от язв и переломов

Научная работа подписана фамилиями пяти профессоров из Хабаровска. Вещество с романтичным названием "лунное молоко" — это белые желеобразные потеки на стенах пещер. Встречаются они по всему миру, а вот как образуются и что собой представляют, об этом ученые спорят вот уже пятьсот лет. Началось все с работ швейцарского ученого XVI века Конрада Геснера, который придумал название "лунное молоко" и высказал первую теорию, что это вид грибов, которые растут на известняке. Открытие тут же взяла на вооружение медицина. В трактатах того времени можно найти описания, что загадочное вещество из пещер лечит переломы, кожные язвы, диарею и дизентерию, его рекомендовали давать коровам для повышения молочности. Открытое "лунное молоко" доктора древности восприняли как панацею, но век за веком все больше убеждались, что действия его на организм непредсказуемы. С чем это связано, никто не мог объяснить.

© Фото : Станислав ДороненкоЛунное молоко на стене пещеры
Лунное молоко на стене пещеры  - Sputnik Абхазия
Лунное молоко на стене пещеры

О составе и свойствах этого вещества споры в научном мире не утихают по сей день. Ученые, отбросив версию, что это гриб, предложили четыре новых. По одной, это осадок растворяющегося известняка, который возникает из-за обледенения. Это объяснение хорошо подходит для горных, холодных пещер, но никак не вписывается в теплые, где "лунного молока" не меньше. Другая версия — это продукт жизнедеятельности микроорганизмов. Но и здесь есть свое но: встречается практически стерильное "лунное молоко". Наиболее распространенной считается мнение, что лунное молоко — осадок не известняка, а коренной породы, из которой складываются горы в той или иной местности. В этой версии тоже есть противоречие — часто "лунное молоко" по составу сильно отличается и от известняка и от других минералов. Существует еще идея о том, что это — продукт не растворения, а аккумуляции разных веществ в единую массу, застывающую при некоторых условиях, например, резком охлаждении. Это тоже пока только теория.

Светящийся осадок

Панорама - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Виртуальная Абхазия: Кодорский грот

Общей классификации "лунного молока" не существует. Проблема еще и в том, что в разных работах описывается совершенно разная его молекулярная структура. Одни ученые утверждают, что его молекулы собраны в четкую кристаллическую решетку, другие пишут, что в молекулярном масштабе в нем нет четкой структуры. Сейчас ученые, исследующие этот феномен, спорят. Одни доказывают, что "лунным молоком" можно называть только кристаллическое вещество, другие предлагают этот термин использовать для любой белой массы на стенах пещер и на том успокоиться.

Исследователи "лунного молока" в Никитской каменоломне Московской области нашли интересное свойство "лунного молока" – оно светится несколько секунд после фотовспышки.

Пещера Абрскила. - Sputnik Абхазия
Пещера абхазского Прометея

Профессора, изучавшие "лунное молоко" в абхазской пещере Снежная, подробно описывают микроструктуру и бактерии, живущие среди его микрокристаллов. Эта работа не содержит сенсационных выводов, но дополняет картину знаний о "лунном молоке" и, возможно, приближает науку к пониманию того, что это такое. А вот по поводу целебности "лунного молока" ученые давно пришли к единому мнению. Дело не в нем, а пещере, где оно возникает. Это вещество, как губка, может впитывать антибиотики или ртуть, соответственно, может действительно лечить язвы, а может и убить того, кто решит прикладывать его к больному месту.

Пещерная система Снежная состоит из трех соединенных между собой пещер: Снежной, Меженной и Иллюзии. Она расположена на Хыпстинском массиве, в одном из отрогов Бзыбского хребта в Гудаутском районе Абхазии.  Пещера Снежная  - третья по глубине пещерная система в мире (1760 метров).

Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах