Вечерний Сухум - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Последние новости Абхазии в материалах Sputnik Абхазия.

Дал попить - должен жениться: магические обряды абхазов

CC0 / / Архивное фото
Архивное фото - Sputnik Абхазия
Подписаться
Младший научный сотрудник отдела этнологии Абхазского института гуманитарных исследований имени Дмитрия Гулиа Элисо Сангулия рассказала о магических свадебных обрядах абхазского народа.

Элисо Сангулия рассказала корреспонденту Sputnik Бадраку Авидзба о том, какие магические обряды проводили абхазы во время свадеб.

– Элисо, расскажите, какие магические свадебные обряды существовали в Абхазии и какие используют сегодня?

– В старину свадьбы сопровождались многочисленными магическими актами. Их обычно принято подразделять на побудительные и предохранительные. Первые должны были обеспечить новой семье счастье, богатство, плодовитость, а вторые – оградить новобрачных от злых сил, порчи и сглаза. Например, абхазы в старину невесту приводили только ночью, даже на смотрины и сватовство отправлялись под вечер, после захода солнца, чтобы злые силы не помешали делу. Чтобы уберечь невесту от сглаза, закрывали ей лицо черной косынкой. 

Элисо Сангулия. - Sputnik Абхазия
Этнолог: в Абхазии губы невесты мазали медом, чтобы язык был "сладким"

Мало кто знает, особенно среди молодежи, что многие современные свадебные обряды пришли к нам из глубокой старины. Чтобы не быть голословной, приведу пример. Например, обычай приглашать подругу невесты и дружка жениха возник не сегодня. Эта традиция пришла к нам из Древнего Рима. Только в те времена их было не двое, как сейчас, а по десять человек с каждой стороны. Подружки одевались так же, как и невеста, и дружки жениха тоже. Они одевались одинаково, чтобы сбить с толку злых духов. Что-то подобное мы наблюдаем и сегодня, модно стало приглашать на свадьбу несколько одинаково одетых подруг невесты, и это считается современной тенденцией. 

– Существуют ли обряды, которые не дошли до сегодняшнего дня?

– Есть еще один обряд, ныне не известный в абхазской действительности. Данный обряд известен многим народам. Совершался этот обряд в день свадьбы или за день до нее в доме невесты, где горел очаг – обряд поклонение очагу. Данный обряд заключался в том, что мать невесты подводила свою дочь к очагу и молила "Ажьаҳара" освободить дочь, то есть отмаливала ее от домашнего очага. Ажьаҳара – это покровитель домашнего очага, а очаг – сакральный центр дома. Поэтому с очагом было связано множество обрядов. Это и обвод невесты вокруг очага в доме жениха в день свадьбы и после свадьбы и так далее. Божеству "Ажьаҳар" молились при вводе невесты в "большой дом" на 15 день после свадьбы  – "сделай ее плодовитой" (лжьоура бзиатә), говорили при этом. 

Сколько стоит абхазская свадьба в 2016 году - Sputnik Абхазия
Сколько стоит абхазская свадьба в 2016 году

– Почему принято осыпать монетами и сладостями невесту?

– Обряд осыпания бытовал у многих народов и носил также магический характер. В старину, как мы знаем, невесту вводили в брачный домик – амхара. На лестнице мать жениха или другая пожилая женщина встречала невесту, целовала ее и трижды обходила вокруг нее. А затем невесту вели в "большой дом", где горел очаг. В руки невесте давали миску с зернами проса и яйцом. Она, рассыпая зерна, трижды обходила вокруг очага. Затем невесту вели в амхару. На лестнице ее осыпали серебряными монетами, сладостями и зернами. Сладости предвещали сладкую жизнь, зерна и монеты – счастье и достаток в доме.

Стрельба из ружей и скрещивание кинжалов над головой невесты при вводе в амхару были направлены на отпугивание злых духов. В амхаре на колени невесты сажали мальчика. Все эти магические действия были призваны обеспечить молодых счастьем, богатством и плодовитостью. 

Хочется сказать и еще об одном забытом обряде. Это обряд преломления над головой невесты пирога (ачашә). Ачашәмгьал в старину готовили специально для свадебной обрядности. При вводе невесты в брачное помещение его разламывали над головой или перебрасывали через нее, а молодежь подхватывала и, разломав на куски, раздавала присутствующим. Свадебный хлеб известен многим народам. Например, у древних славян без каравая не обходилась ни одна свадьба. 

– Зачем невеста разбивает тарелку у входа в дом жениха?

– Что касается разбивания тарелки на лестнице – это заимствование. Данный обряд, насколько нам известно, не характерен для абхазов. Обряд разбивания глиняной посуды встречался у многих народов. У тех же древних славян, а у абхазов, скорее всего, к середине ХХ века появилась эта традиция. 

Вианор Айба и Кадыр Барциц исполнили Апсуа куашара для Sputnik - Sputnik Абхазия
Вианор Айба и Кадыр Барциц исполнили "Апсуа куашара" для Sputnik

– В старину абхазы на свадьбе в качестве скатерти использовали овечью шкуру, расскажите об этой традиции. 

– Сегодня в современной свадебной обрядности в качестве украшения используют белые ткани. Это считается современным явлением и делается для красоты. Смеем предположить, что данный обряд также имеет глубокие корни. Только в старину вместо белой скатерти использовали шкуры животных, в частности, баранью шкуру.

У тех же древних римлян в день свадьбы молодых усаживали в специальные кресла, покрытые шкурой жертвенного животного. Шкура или вывернутый мехом наружу кожух  шубы выступали обязательным атрибутом восточнославянских свадебных обрядов: на них расплетали невесте косу, сажали жениха и невесту за стол, укладывали и укрывали новобрачных в первую брачную ночь. 

Использование шкуры животных, мы встречаем и у многих народов Кавказа – абазин, адыгов и других. И у абхазов стелили баранью шкуру на пороге, невеста входила в дом, переступив через нее. Может быть, это было связано с тем, чтобы невеста не споткнулась на пороге. Поскольку, с древних времен споткнуться о порог считалось недоброй приметой.

Как пишет Джандар "Порог  – это колыбель злых духов", поэтому даже когда невесту выводили из отцовского дома, следили, чтобы она не споткнулась и не оглядывалась. Некоторые авторы объясняют данный магический обряд тем, чтобы молодая прошла по жизни так же мягко, как по этой шкуре. Как известно, во многих обрядах семейного цикла шкура и шерсть символизировали богатство, обилие, плодородие, счастье. 

Свадебные музыканты - Sputnik Абхазия
В Абхазии
Музыкальные "спутники"абхазских свадеб Вианор Айба и Кадыр Барциц

– Как девушка могла узнать о том, кто станет ее мужем?

– Абхазам известны и гадания на суженого. Есть множество вариантов, но наиболее распространенным являются соленые лепешки (ахәажә) из муки. Гадали в определенные дни. Один из вариантов гадания совершался в известный абхазам праздник Хәажәкыра. Вечером молодежь одного села, особенно молодые девушки, собирались в одном доме. Вечер проводили с шутками, песнями и плясками.

"Чистая" женщина лепила очень соленые лепешки, каждой по шесть штук. Лепешки отваривала сама же и раздавала девушкам. Девушки, молча шли на перекресток трех дорог и три лепешки бросали в разные стороны, а остальные три клали под подушку. От соленой пищи хотелось пить, но нельзя было. Считалось, что тот, кто подаст стакан воды во сне, тот и станет мужем. Многие информаторы нас уверяли, что видели своих будущих мужей.

Еще одно гадание – ловили маленькую зеленую лягушку, сажали в спичечный коробок и клали под подушку. Также известны гадания на зеркале и обручальном кольце. 

В целом, вся свадебная обрядность представляет собой одну из очень интереснейших областей семейного быта, поскольку со свадьбой связано множество обрядов, примет, но, к сожалению, многие из них не сохранились. В Абхазии сегодня мало кто верит, а тем более соблюдает все эти приметы. 

Читайте, смотрите, слушайте Sputnik Абхазия через мобильное приложение на ваших смартфонах и планшетах

Скачать приложение для iPhone >>

Скачать приложение для Android >>

Лента новостей
0