О том, как продвигается работа по сохранению архитектурных памятников историко-культурного наследия, новостях театральной жизни и поддержке молодых кинематографистов Абхазии в интервью Sputnik рассказала министр культуры Эльвира Арсалия.
Беседовала Наала Авидзба.
— Как вы оцениваете работу вашего ведомства за год? Что из задуманного удалось сделать?
— 2015 год был сложным, интересным. На наш взгляд, он был продуктивным и деятельным, по разным направлениям: по части музыкального, театрального искусства, мероприятия по охране памятников и культурного наследия. В равной мере это получило государственную поддержку, для того чтобы могли реализоваться частные инициативы, чтобы сами учреждения культуры реализовали свои планы, проекты. Хочется отметить, что очень хорошо и интересно проявили себя молодые сотрудники Министерства культуры. Они курировали многие проекты. Год сложный, динамичный и определяет задачи следующего года.
— Расскажите о приоритетных направлениях развития на 2016 год. Возможно, планируются совершенно новые проекты?
— Для нас очень важно, что в конце этого года мы, наконец, утвердили государственную программу по историко-культурному наследию. Она начинается с января и продлится три года. Будет информационная поддержка программы, в которой мы будем рассказывать, как она будет проходить. По части мероприятий – много юбилеев, юбилей Международного фестиваля Хиблы Герзмава, Государственного ансамбля песни и танца, Сухумского училища культуры, Абхазского драматического театра. Фестиваль культуры Фазиля Искандера, который мы учредили в прошлом году, он будет ежегодным. Главной темой в этом году будет Фазиль Искандер и театр.
Мне очень хочется, чтобы на будущий год мы воплотили проект, который проработали в этом году. Это День абхазской культуры, который мы постараемся провести в других странах, городах. Это интересный проект, не очень объемный. Он может менять свою конфигурацию в зависимости от того города, где появится. В рамках этого дня мы можем рассказать немного о памятниках архитектуры, немного о кино, немного музыки, немного обо всем.
Мы чувствуем как сегодня и, в частности, во время недавнего культурного форума в Санкт-Петербурге, как мало информации. Поэтому этот проект необходим. Мы его оптимизировали, чтобы это было легко перевозить, об этом было легко рассказывать. Суть проекта в том, чтобы очень коротко, в рамках одного или двух дней рассказать про уникальность нашей культуры. Это могут быть фотографии, видео, встречи с деятелями культуры.
— Прошедший год был довольно насыщенным культурными событиями. Какие из них были, на ваш взгляд, наиболее значимыми для республики?
— Я хочу отметить ту Стратегическую сессию, которую мы провели в сентябре под девизом "Культура Абхазии: актуализация и сохранение". Она позволила нам проговорить и профессионально порассуждать на тему развития классических учреждений культуры в отношении историко-культурного наследия и развития кинематографии. Это была очень хорошая возможность собрать тех специалистов, экспертов, которые в повседневной жизни работают в разных учреждениях культуры на одной площадке. Мы очень надеемся, что либо сессия, либо конференция, либо форум следующего года покажут результаты тех проектов, которые мы проговорили в 2015 году. На мой взгляд, такая практика ежегодных планов обсуждения достаточно эффективна.
— Уже есть конкретные наработки в рамках Стратегической сессии?
— На примере классических учреждений культуры мы думали несколько учреждений культуры замкнуть в единое культурное пространство – проект, который их объединил бы. Как правило, это библиотека, музей, театр. Целевая группа – подростки и дети. Речь о том, чтобы сделать специально для них проект, который будет работать в течение нескольких месяцев, и посмотреть, как мы можем не просто водить детей в музей и в театр, а создать некий проект, который составляет культурный досуг, о котором мы так много говорим. Кроме мероприятий должен быть культурный досуг. На регулярной основе.
В 2016 году, мы очень надеемся, что начнет работать Национальная библиотека, на которую мы возлагаем большие надежды. Сегодня библиотеки становятся культурными центрами и за счет мероприятий привлекают людей для культурного досуга. В рамках сессии мы это проговаривали.
— Чем, по-вашему, запомнился этот год для театральной жизни республики?
— Прошедший год был очень важным для театров. После ремонта и реконструкции театры несколько лет работали не в полную силу. Сегодня появилась возможность работать. В этом году практически у каждого из четырех государственных театров была премьера. Были гастроли в Москве, в театре Et cetera. Можно сказать, что театральная жизнь пусть не во всю мощь, но набирает свои обороты.
В 2015 году мы запустили государственный гастрольный план. Это возможность многим коллективам ездить по городам республики. Не все имеют одинаковый доступ к культурным событиям. Были гастроли капеллы, театра, других творческих коллективов. Многие говорили, что 15-10 лет не ходили в театр, а выросло целое поколение детей, которые живут далеко, и их привозят на представление раз в год. Это была для них возможность прийти, и залы были практически полные. Этот результат, возможно, не очевиден, но он очень важен.
— Ждать ли зрителям премьер в новом году?
— Премьеры обязательно будут. Я могу ссылаться на планы театров, которые предоставлены. В 2016 году мы хотим попробовать поработать с приглашенными режиссерами. В рамках плана мероприятий с Министерством культуры России на будущий год планируются гастроли двух театров: Московский театр сатиры и Вахтанговский театр. Это прекрасная возможность для наших зрителей прийти в свой театр и посмотреть интересные зарубежные спектакли. Это важно для профессиональной среды. У меня есть идеи, мы постараемся, чтобы это были не разовые мероприятия, а встречи с актерами, мастер-классы, беседы.
— Как продвигается работа по сохранению архитектурных памятников, относящихся к историко-культурному наследию? Часто говорится о том, что у нас недостаточно жесткое законодательство и мера наказания за повреждение и разрушение таких памятников. Какие шаги будут предприниматься в этой сфере?
— Мы постоянно говорим, что закон надо ужесточить, но сталкиваемся с тем, что недостаточно соблюдаем существующий закон. В том, что касается работы Департамента по охране историко-культурного наследия, для них это тоже был сложный и, на мой взгляд, плодотворный год. Государственная программа инвентаризации памятников культурного наследия, единый государственный реестр объектов культурного наследия готов. Он представлен президенту, мы надеемся, что до конца года он будет утвержден. Программа очень объемная и отвечает на все эти вопросы. Она определяет охранные зоны. Это памятники, которые не включены в реестр, но считаются памятниками культуры. Однако, если они не включены в реестр, они не защищены законом. В рамках работы Госпрограммы будет разработано положение о едином паспорте объекта. Очень многие мероприятия, которые включены в программу, позволят в конце ее работы, в 2018 году, получить единую базу данных. Если памятник включили в реестр, его владелец должен подписать охранный договор, и тогда у нас есть полное право требовать от него выполнения обязательств. Если памятника нет в реестре, владелец не подписал охранный договор, это делать намного сложнее. Программа направлена на то, чтобы выявить то, что у нас есть и в соответствии с законом заключить договора и требовать выполнения обязательств.
Наконец, в 2015 году мы утвердили Комиссию по монументальному искусству. Решение для нас очень важное. Потому что памятники мемориальные доски, любые сооружения должны будут проходить обсуждение, конкурсный отбор, консультации специалистов. Это комиссия, которая состоит из экспертов, которая сможет либо утверждать, либо отклонять то, что сегодня мы пока не регулируем.
— В 2015 году был подписан план мероприятий с российским Министерством культуры. Чего вы ждете от этого документа на практике?
— То, что мы были представлены целой делегацией на Санкт-петербургском международном культурном форуме, который стал одним из самых крупных мероприятий в мире в области культуры. Нас очень обрадовало, что подписание между министрами произошло именно там, в рамках форума.
Культурные сезоны ("Россия – Абхазия" – Sputnik) идут уже восьмой год. Для нас было очень важно, что в год юбилея ЮНЕСКО мы смогли расширить мероприятия и добавить мероприятия по охране культурного наследия. В частности, 17 апреля мы сможем провести международную конференцию. Будут представлены руководители ведущих профильных органов России. Этому предшествовала долгая работа, Министерство было реорганизовано.
В рамках подписанного плана мероприятий событий будет немало. Особенность в том, что география гастролей наших коллективов стала шире. Это и Москва, и Санкт-Петербург, и Казань, и Калининград. И упомянутые приезды театров к нам.
— В Абхазии немало молодых людей, получивших хорошее образование в сфере кинематографа, а также и тех, кто не имя специальных знаний, создает интересные киноработы. Планирует ли Министерство проекты в поддержку молодых кинематографистов?
— Одна из секций Стратегической сессии как раз таки была посвящена кино и сценариям развития государства по кинематографии. Последствия были удивительные. Мы собрали всех, кто имеет отношение к кино. Потом, я уже слышу, что они собираются в группы, у них свои планы, проекты. Во время работы сессии были интересные встречи, были известные режиссеры, молодые режиссеры, которые обучились и понимают, что Абхазия – абсолютно уникальная натура для кино. В 1930-е годы приехавшая комиссия из Москвы определила Абхазию как уникальное и самое подходящее место для строительства кинограда. Сегодня молодые люди, конечно, это понимают. Мы очень рады будем их поддержать. Я очень заинтересована в том, чтобы абхазское кино получило развитие. Очень сожалею о том, что после войны мы потеряли кинотеатры. Потому что говорить о развитии кино без хотя бы одного кинотеатра в городе невозможно.
— Что нужно, для того чтобы кинотеатры все-таки появились?
— Нужно помещение и профессиональное дорогое оборудование. Сегодня создать это не представляется возможным. Мы встречались с молодыми интересными режиссерами, операторами и говорили о мероприятиях на будущий год. Возможно, это будет фестиваль короткометражных фильмов. Не буду забегать вперед и говорить все, но мероприятия в плане у нас есть. Очень хотелось бы, чтобы у нас здесь на месте возникло свое профессиональное сообщество, а не только филиалы других организаций. У нас в последние годы есть и сценаристы, и режиссеры и представители других профессий, связанных с кино. Если они соединятся в какой-то союз, возможно молодых кинематографистов, в лице министерства они получат поддержку.
В прошлом году приезд Сокурова оказался своевременным. Съемки "Софички" по Искандеру закончены, премьера по неподтвержденным данным пройдет в 2016 году в Москве. Пока проходили съемки, многие молодые люди были задействованы. Это хороший пример, когда интересные режиссеры передают практический опыт молодым людям здесь.