09:55 10 Декабря 2016
Прямой эфир
Представитель главы государства в Парламенте, первый заместитель руководителя Администрации президента Дмитрий Шамба.

Дмитрий Шамба: утверждения об усилении вертикали власти необоснованны

© Sputnik / Томас Тхайцук
Аналитика
Получить короткую ссылку
66330

Представитель главы государства в Парламенте, первый заместитель руководителя Администрации президента Дмитрий Шамба рассказал в интервью Sputnik об изменениях в законодательстве, связанных с реформированием местного самоуправления и управления в Республике Абхазия.

Беседовала Наала Авидзба.

— Президент 3 февраля подписал закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам местного государственного управления и местного самоуправления". В чем суть поправок, касающихся назначения глав городов и районов?

— Раньше президент назначал главу района самостоятельно, не согласовывая это ни с кем, по своему усмотрению. Была норма, по которой глава администрации должен быть депутатом местного Собрания. На практике было следующее: президент мог назначить главой администрации любого своего сторонника из числа депутатов Собрания. Если же среди них не было того, кого он хочет назначить главой администрации, он мог назначить любого человека, то есть не из Собрания, на неограниченный срок в качестве исполняющего обязанности главы администрации. Используя такую юридическую фикцию, он мог назначить на неопределенный срок любого, кого пожелает. После этого этот исполняющий обязанности договаривался с кем-либо из депутатов, чтобы они досрочно сложили свои полномочия, после чего избирался в это Собрание, и президент его переназначал не как и.о., а как главу. По сути, жители лишь одного из округов избирали данного человека в качестве депутата Собрания, и президент его назначал. Он не отражал интересы жителей всего города, района.

Сегодня президент должен согласовать своего назначенца с Собранием. Собрание должно большинством голосов выразить ему доверие. А депутаты представляют жителей данного города, района. От них они получили мандат доверия. Жители косвенно дают свое согласие на назначение президентом того или иного гражданина Абхазии главой администрации или района через своих представителей.

В законе прописано, что, если Собрание не одобрило кандидатуру, представленную президентом, он может повторно представить либо эту, либо новую. Если собрание повторно отказывает, президент должен предложить новую кандидатуру. При этом на этом основании он не может распустить Собрание. Пока не будет достигнут компромисс с Собранием, президент по своей воле никого не сможет назначить главой администрации.

— В обществе высказывается мнение о том, что внесенные в закон изменения лишь укрепляют вертикаль власти. Что вы можете сказать по этому поводу?

— Мнение о том, что усиливается вертикаль власти, необоснованно. Если раньше по Конституции, или используя юридические фикции, президент, назначая глав администраций самостоятельно, не обязан был прислушиваться к мнению местных депутатов, то сегодня без учета депутатов Собрания, которые являются представителями избирателей, он не может назначить главу.

Более того, также мы внесли изменения в закон о том, что районное или городское Собрание может выразить вотум недоверия главе и направить это президенту. По действовавшему ранее законодательству Собрание могло выражать этот вотум бесконечное число раз, но окончательное решение было за президентом. Сегодня, если Собрание выражает ему недоверие в первый раз, президент либо освобождает главу, либо не соглашается с этим решением. Если это происходит повторно в течение года, то президент либо отправляет главу в отставку, либо распускает Собрание и назначает новые выборы. Новые выборы всегда связаны с политической нестабильностью. Если даже ради главы региона президент пожертвовал и распустил Собрание, его роспуск и назначение новых выборов приводят к автоматической отставке главы после проведения выборов.

Как при назначении, так и при освобождении от занимаемой должности главы оказывают влияние и принимают решение депутаты Собрания. Такого никогда не было раньше и те, кто пытается сказать, что ничего не произошло, либо не вчитались и не поняли суть изменений, либо умышленно вводят в заблуждение.

Мы ограничили президента еще и в следующем. По действовавшему закону президент имел право распустить любое Собрание. Для этого было достаточно, чтобы Собрание приняло два решения, которые по ошибке могли противоречить законам, указам президента или постановлениям Правительства. Любые два решения президент мог признать противоречащими своим указам, постановлениям Правительства и отменить. Это давало ему право держать Собрание на коротком поводке под угрозой его роспуска. Мы исключили эту статью из закона. Это ограничение полномочий президента и усиление роли органов местного самоуправления

— Рассматривалась ли возможность введения выборов глав администраций жителями городов и районов?

— Этот вопрос тоже рассматривался. Прежде он неоднократно поднимался в Парламенте. Когда авторы такой идеи это предлагают, они не учитывают нашу форму государственного устройства. Абхазия – унитарная страна. Когда в пример приводят унитарные страны, где мэры городов избираются, я отвечаю, что мэры тех городов относятся к органам местного самоуправления. Наши главы администраций городов и районов относятся к исполнительной власти, они входят в единую систему исполнительной власти Республики Абхазия. Поэтому проводить аналогии с этими странами неправильно, это подмена понятий. Главы городов являются продолжением исполнительной власти, которую возглавляет президент. Без изменения формы государственного устройства невозможно перейти к выборности глав городов и районов. На сегодняшний день политически это никто не рассматривал.

— Какие еще аргументы вы можете привести против такого нововведения?

— Когда наряду с всенародно избранным президентом еще в семи районах и городе Сухум будут избираться главы администраций, которые получат свой мандат от народа, говорить о вертикале исполнительной власти тогда вообще не приходится. Исполнительная власть будет разбалансирована.

Невозможно оговорить, что это решение оптимально на все времена. При принятии Конституции в 1994 году оптимальным решением было самостоятельное назначение президентом, как это закреплялось законодательно. Тогда в послевоенный период необходимо было максимально концентрировать всю власть в руках одного человека. Сегодня мы пошли частично на децентрализацию власти в этом вопросе. Что будет через пять или десять лет, предугадать тяжело.

— Как поправки изменили статус депутатов местных Собраний?

— С 1 января 2015 года вступил в силу закон, по которому полномочия в бюджетной сфере делегированы местному уровню власти, местным Собраниям и главам администраций. Это ранее принятые изменения. До этого бюджеты городов и районов рассматривались Правительством составной частью госбюджета. Теперь местный бюджет разрабатывает администрация города, района и утверждает Собрание. Ни Кабинет Министров, ни Минфин, ни президент в этот бюджет не вторгаются, за исключением суммы дотаций, которые перечисляет из республиканского бюджета Минфин. Что касается собственных доходов, республиканская власть не вмешивается ни в формирование бюджета, ни в его исполнение. Возвращаясь к закону, подписанному президентом 3 февраля, впервые мы закрепили за депутатами местных Собраний новые полномочия. Это право на депутатский запрос.

— Что оно позволяет сделать?

— Депутат местного Собрания не имел права обращаться в местные органы госуправления с депутатским запросом. Он обращался как обычный гражданин, и его заявление рассматривали как заявление обычного гражданина. По аналогии с депутатами Парламента депутатов органов местного самоуправления наделили таким же правом. Должностные лица местной администрации должны будут в обязательном порядке ответить на те вопросы, которые им ставят депутаты.

Кроме того, мы расширили круг лиц, на назначение которых Собрание дает главе администрации свое согласие. Раньше Собрание давало согласие главе администрации города, района на назначение должностных лиц, ведающих вопросами финансов, сельского хозяйства, образования, культуры, соцзащиты населения, здравоохранения и спорта. К этим лицам мы добавили должностных лиц, ведающих вопросами экономики, приватизации муниципального имущества, вопросами молодежи.

Еще одно. Усилили местное самоуправление тем, что увеличили возрастной ценз. Депутатом мог избираться гражданин Республики Абхазия, достигший 18-летнего возраста. Он мог закончить школу и через год, будучи студентом первого курса, или даже не поступив в университет, найти себя в Собрании. Возрастной ценз мы увеличили до 25 лет. Если в Собрание придут более профессиональные депутаты, это косвенно скажется на усилении качества работы самого Собрания.

Также мы ввели ограничения, по которым депутатами Собрания не могут быть избраны граждане, имеющие судимость. Раньше такое ограничение не было предусмотрено. Мы ограничили право избираться граждан, которые состоят или ранее состояли на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психиатрических расстройств. Раньше таких ограничений законодательство не устанавливало. Если человек в судебном порядке был признан недееспособным, то он не имел права быть избранным депутатом. Сегодня с момента назначения президентом выборов в органы местного самоуправления на этапе выдвижения кандидатов, при регистрации, они должны будут представить документы с МВД о том, что они не являются судимыми. Они должны будут пройти тестирование на то, что ни не употребляют наркотики и не являются алкоголиками. Мы ввели ограничения, которых ранее не было.  

Теги:
поправки, самоуправление, власть, законы, Дмитрий Шамба, Абхазия

Главные темы