В Роспатенте приостановлена регистрация вин грузинского происхождения "Дары Лыхны", "Вечер в Гаграх", "Тайна Рицы" и "Лоза Абхазии". О том, как было принято это решение и как будет вестись работа по защите абхазских брендов, рассказала заместитель председателя Государственного комитета Абхазии по стандартам, потребительскому и техническому надзору Наталия Шохина. Беседовала Наала Авидзба.
– Как в Государственном комитете Абхазии по стандартам, потребительскому и техническому надзору стало известно о том, что на территории России реализуются грузинские вина, в названии которых содержится отсылка к абхазскому происхождению. Какие действия вы предприняли?
– Начну с того, что Государственный комитет Республики Абхазия по стандартам, потребительскому и техническому надзору – это центральный исполнительный орган власти, осуществляющий деятельность в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. За последние пять лет на территории Абхазии зарегистрированы 600 товарных знаков. Более 400 из них – бренды транснациональных компаний. Они защищают свои права отдельно от грузинского патентного ведомства и признают патентное ведомство Республики Абхазия отдельным органом.
В марте прошлого года между Роспатентом, федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации по защите интеллектуальной собственности, и Госстандартом было подписано соглашение, меморандум о сотрудничестве. Активно по меморандуму мы еще не работали, но продвигались вперед. На сегодняшний день мы у них запросили нашу патентную базу знаков Советского Союза, чтобы защитить старые абхазские, еще в советское время принадлежавшие нам товарные знаки.
Что касается конкретно этой ситуации, мы работаем с правообладателями. На территории России основная доля вин, которая попадает на российский рынок, - это товарные знаки ООО "Вина и воды Абхазии". От их дистрибьюторов в России и в связи с нашими соглашениями с Роспатентом мы получили информацию о том, что на территории РФ вводятся в гражданский оборот и реализуются в торговой сети вина с указанием на абхазское происхождение. Это "Дары Лыхны", "Тайна Рицы", "Лоза Абхазии" и "Вечер в Гаграх", а также "Алсны гор" и "Лывны гор". Об этих двух знаках скажем позже.
Первые четыре знака, в которых четко определены те географические названия, которые связаны с Абхазией, реализовывались через компанию ООО "Винный стиль". Это небольшая компания, которая реализует вина на территории Российской Федерации. Но произведены они были на территории Республики Грузия компанией ООО "Батоно". Также нам стало известно, что заявки на регистрацию этих брендов были поданы на имя компании ООО "Винный стиль".
Мы провели достаточно тяжелые устные переговоры, и было наше письменное обращение в Роспатент о том, чтобы эти заявки были отозваны. Мы получили письмо от представителей компании "Винный стиль". Мы, конечно, обратились и сказали, что производство такого рода вин с использованием этих названий некорректны и неуважительны к государственному суверенитету Республики Абхазия с учетом ранее подписанных межгосударственных договоров.
Между Абхазией и Россией заключен Договор о стратегическом партнерстве, в котором говорится, что мы строим свои отношения на взаимном уважении к суверенитету, принципам демократии. Мы сказали, что все эти принципы разрушаются, потому что в современном мире интеллектуальная собственность является основным богатством и багажом. Мы сегодня в Абхазии реально не оцениваем этого. Каждый бренд – это целое состояние. Чем больше мы будем развивать и «раскручивать» свои бренды за пределами нашей страны, тем богаче становится страна.
– Какая реакция последовала на ваши действия?
На наши действия обратили внимание. Роспатент принял наше письмо к рассмотрению. Позиция "Мистраль алко", дистрибьютора абхазских вин, и, естественно, Госстандарта была принципиальной и категоричной: в случае, если реализация этой партии в торговой сети РФ не будет приостановлена, а также если заявки не будут отозваны, то следующая инстанция, к которой мы перейдем, будет суд.
В соответствии с законом о защите прав потребителей также имело место введение в заблуждение российского потребителя, потому использовались абхазские названия, а на самом деле производство шло на территории Грузии. Не каждый потребитель читает контрэтикетку и узнает, кто производитель продукта.
Что касается названных четырех товарных знаков, заявки отозваны. Больше они не будут подаваться на регистрацию, названия не будут никому принадлежать.
– Как складывается ситуация с винами "Алсны гор" и "Лывны гор"?
Что касается двух товарных знаков, которые до степени смешения схожи с товарными знаками ООО "Вина и воды Абхазии", они, к сожалению, в 2012 году были зарегистрированы компанией ООО "Дул Алко". Как они прошли экспертизу на патентную чистоту, нам пока непонятно. Письма отправлены в Роспатент, а также представителям "Дул Алко", юридической компании 2Ай Пи Про", которая их обслуживала по регистрации данных товарных знаков, занималась их заявками в делопроизводстве. Пока эти процессы у нас в разработке.
По этим двум товарным знакам ситуация пока непонятна. У нас есть один путь. Мы садимся за стол переговоров, прекращаем действие этого товарного знака в соответствии с законом о товарных знаках на территории Республики Абхазия, в соответствии с 4 частью Гражданского кодекса РФ такая мера тоже предусмотрена. Стороны должны договориться о том, что данные товарные знаки не будут вводиться в гражданский оборот, и их правовая охрана на территории РФ будет прекращена. Это один из самых основных моментов, к которому мы должны будем прийти.
– Что намерен предпринимать Госстандарт в дальнейшем для защиты абхазских брендов?
Будем откровенны, это достаточно новое для нас направление. Дальше планируем также развивать работу в сфере защиты нашей республиканской абхазской интеллектуальной собственности не только на территории нашей страны, но и за ее пределами.
Сейчас мы готовим документ, нормативно-правовой акт. На заседание Кабинета Министров готовится постановление о реестре национальных брендов. Мы определим те товарные знаки, которые должны иметь государственную защиту не только в Абхазии, но и на территории других стран, с указанием на наши географические названия.
Абхазия богата своими брендами и в сфере туризма, и сельского хозяйства. Это всем известные абхазские мандарины, аджика.
Сейчас, например, Россия принимает активные действия по защите такого наименования как "русская водка". На сегодняшний день, на территории Российской Федерации понятие «русская водка» защищено как наименование места происхождения товара. Но недавно Григорий Ивлиев, руководитель Роспатента, заявил, что защита понятия "русская водка" должна происходить как защита национального бренда. Это будет защищаться не как наименование места происхождения товара, а как товарный знак, который будут использовать российские компании, производящие этот продукт на территории Российской Федерации. Мы пойдем по тому же пути.