О начале своего творческого пути, о своих работах и о сложностях, с которыми ему пришлось столкнуться, рассказал в интервью корреспонденту Sputnik абхазский скульптор Виталий Джения. Беседовала Асида Квициния.
— Расскажите, с чего начался ваш творческий путь скульптора?
— Я с самого детства любил рисовать и вырезать из глины разные фигурки. В нашей школе в Ачандаре не было представления, что такое скульптура, и некому было нам рассказать об этом. После школы я ушел в армию. Однажды в армии на дежурстве я сидел напротив уснувшего офицера и решил его нарисовать. Ему очень понравился мой рисунок, и он был удивлен, что я не занимаюсь этим серьезно. Вернувшись из армии, я наткнулся на объявление в газете "Советская Абхазия" о том, что Сухумское художественное училище набирает студентов. Я нашел директора этого училища Сергея Габелия и разузнал, что это за факультет и как туда поступить. Сдав определенные экзамены, я начал там учиться и проучился четыре года.
Первое время мне было совсем нелегко, я был самым взрослым среди своих однокурсников. Туда поступали сразу после восьмого класса, а мне уже было почти двадцать лет. Были моменты, когда я готов был все бросить и уйти. Мне казалось, что у меня ничего не получается, но наш преподаватель Виталий Лакрба не позволил мне это сделать. Он стал приглашать меня к себе в мастерскую, где мы с ним работали. Он показывал мне разные обучающие книги о художниках, у которых можно было многому научиться. Сейчас много разных возможностей найти любую нужную информацию, а в те времена все это было очень сложно.
Но мои труды были не напрасны, после четырехлетнего обучения в художественном училище я поступил в Тбилисскую государственную художественную академию, где проучился шесть лет. По возвращении на родину я начал преподавать в художественном училище и участвовать во всех выставках, организованных Союзом художников Абхазии. С 2001 по 2011 год я был председателем Союза художников Абхазии. Организовывал выставки Абхазских художников в Москве, в Питере и на Северном Кавказе. Такие выездные выставки очень стимулируют художников, и к тому же это было хорошей пропагандой абхазского искусства.
— Как приходит к вам вдохновение? И в чем вы его находите?
— У каждого художника должна быть постоянная потребность работать, и только в процессе работы может прийти какое-то вдохновение. Вначале это может быть сложно, но без постоянной работы не может быть хороших результатов, даже при наличии таланта. Один философ говорил о том, что такое талант и что такое гений — над талантом издевается человек, а гений издевается над человеком, властвует над ним. Вот она разница. Талант ничего не значит, если ты не работаешь над собой. Многие таланты ушли, не реализовав себя, талант надо развивать в процессе работы — и только так.
— В чем особенности вашего стиля и техники?
— В моей работе для меня важно пластическое решение моих скульптур. Художник должен суметь отбросить ненужные детали, обобщить и сделать цельную форму, сохранить пластику и передать внутреннее состояние человека. Великий художник Шишкин в своих картинах мог скопировать природу невероятно точно. Ну а где же сам художник, его виденье природы, его отношение. Можно копировать во время учебы, но когда ты создаешь произведения искусства, копии делать нельзя. Необходимо выражать свои взгляды, это и ценится больше. Вот сейчас у меня в мастерской стоят три работы. Не успевая закончить одну, я перехожу на другую. Такой процесс творчества очень интересный. Когда постоянно над одной скульптурой работаешь, глаз привыкает, и многое перестаешь замечать.
— Какая награда за ваше творчество вами ценится больше всего?
— В Ставрополе проводилась выставка по всем видам искусства, и все авторы разных работ голосовали и выбирали лучшую скульптуру. Первую свою премию я получил там. Была создана специальная медаль для самых достойных, и ее нам вручал президент Академии художеств России. Это стало для меня самым запоминающимся и значительным моментом.
— Ваша скульптура "Речная нимфа" стала лучшей работой 2015 года в Абхазии, расскажите, что способствовало ее созданию?
— Над этой скульптурой я работал почти год. Я готовил ее к выставке, которая проходила в Сочи в Музее искусств. Она проводится каждый год в Академии художеств России в поддержку экологии, за чистую воду. И мою работу там тоже отметили премией.
— С какими сложностями вам приходилось сталкиваться на вашем творческом пути?
— Сложным периодам был послевоенные годы. Но наш первый президент Владислав Ардзинба оказывал нам поддержку. Не было такого, чтобы наш президент не пришел на открытие выставки, находясь здесь в Абхазии. Когда мы вернулись с войны, первым делом он начал поднимать очаги культуры. Он понимал, насколько важно и необходимо искусство для народа, что, если обнищает народ духовно, это приведет к катастрофе.