Уже двенадцатый год каждое лето в Абхазии работают экологические экспедиции из Татарстана, которые обследуют реки и озера республики. Руководитель экспедиции, завкафедрой природообустройства и водопользования Приволжского (Казанского) федерального университета, доктор биологических наук, профессор Нафиса Мингазова рассказала корреспонденту Sputnik Владимиру Бегунову об исследованиях на озере Рица.
— Нафиса Мансуровна, чем ваш институт привлекла Абхазия?
— В Абхазии уникальная обособленная сеть рек и озер, множество карстовых пещер с подземными водами, которые интересно исследовать, сопоставлять с нашими волжскими водными объектами. Впервые мы приехали сюда со студентами на практику в 2004 году, потом между Казанским и Абхазским университетами был заключен договор о сотрудничестве, по которому мы каждый год стали приезжать сюда в экспедиции.
— Вы провели большое исследование озера Рица, можете об этом рассказать?
— С Рицей связана значительная часть нашей работы. Само озеро мы исследовали трижды, кроме того, изучали реки, впадающие в него, прилегающие водоемы. Рица интересна по нескольким параметрам. Прозрачность озера – десять метров. Это редко бывает с пресными озерами. Самое прозрачное в мире – Саргассово море (шестьдесят метров), континентальные же водоемы обычно обладают прозрачностью от десяти сантиметров до трех метров из-за того, что в них цветут водоросли и влияют на прозрачность и цвет воды. Кроме того, интересна минерализация Рицы – 50 миллиграммов солей на кубический метр воды. Для равнинных озер Абхазии этот показатель обычно 250-400 миллиграммов, для пещерных рек и озер – 100-200 миллиграммов. Вода Рицы – практически дистиллят, ее хоть в аккумулятор заливай.
— Я слышал, что на дне вы обнаружили лечебные грязи…
— Предположительно лечебные. Находится этот донный ил на глубине 20-35 метров. Более глубинные участки мы не исследовали из-за сложности спуска оборудования. В иле большой процент органики, это светло-серая маслянистая грязь, которая при высыхании затвердевает. Лечебные эффект ее требует изучения. Но наши сотрудники сделали себе маски на лицо и говорили, что кожа становится мягче, проявляется оздоровительный эффект.
— О происхождении озера можете что-то сказать?
— Это не входило в цели нашего исследования, но своими соображениями поделиться могу. Озеро молодое, тектонического происхождения. Образовалось в результате землетрясения не больше четырехсот лет назад. Это подтверждают и легенды. Когда в народе живут предания о происхождении природного объекта, скорее всего он образовался на памяти нескольких поколений. Кроме того, слой глубинного ила, о котором мы только что говорили, тоже небольшой — 10-15 сантиметров, что подтверждает молодость водоема.
— Что за живность водится в Рице?
— Все довольно скудно. Из-за холодной маломинерализованной воды разнообразие планктона и донных организмов невелико, есть водоросли, этой кормовой базы хватает для нескольких видов рыб, основные – форель и голавль.
— А что с экологией?
— Наболевший вопрос. Мы нашли в донных отложениях масляные пятна нефтепродуктов. Это тревожный сигнал. Дело в том, что у Рицы чрезвычайно низкая самоочищающаяся способность. Озеро очищается только от промывки впадающими реками, и любое, даже минимальное загрязнение приведет к тому, что озеро будет очень быстро стареть, терять цвет, прозрачность, будет меняться состав воды.
— Откуда там нефтяные пятна?
— Видимо, от моторных лодок, которые возят туристов к даче Сталина. Рице нужен жесткий экологический мониторинг, там нельзя использовать моторные лодки, только весельные и катамараны, в озеро нельзя сливать отбросы из кафе, выбрасывать мусор, в нем нельзя даже мыть руки с мылом. Я вам в виде примера могу привести озеро Карась в Республике Марий-Эл. Оно схоже с Рицей, у него вода прозрачна на двенадцать метров. Там на пляже есть правило, купаться можно только после того как примешь душ. Это все кажется мелочью, но экоструктура таких озер очень ранима, а последствия – необратимы.