В своем новом статусе единственного, кому удавалось "говорить" с абхазцами, Абдун будто заново родился. Мы в царстве нежности, радовался он, а, следовательно, я вплотную приблизился к своей цели! Осталось немного, идем! Да ладно тебе, отвечал ему Бойди. Куда нам идти? Не здесь ли самое замечательное на всем свете место, в котором даже если есть уродства, никто совершенно не обязан их видеть?
Умберто Эко "Баудолино"
Ушел из жизни крупнейший писатель, который когда-либо писал об Абхазии. Умберто Эко было 84 года. Всемирную известность ему принесла книга "Имя розы", потом были "Маятник Фуко", "Остров накануне", "Пражское кладбище"…
27 глава его четвертого романа "Баудолино" называется "Баудолино в темноте Абхазии". Роман мифический, и Абхазия в нем тоже не имеет никакого отношения к настоящей, как, впрочем, и множество других стран, по которым путешествуют герои. Путники сталкиваются здесь с громадными змеями, драконом, воинственным населением, а вся Абхазия, следуя мифологии книги, погружена в вечную тьму, и размерами она, если следовать описанию, включает в себя весь Кавказ, и даже Ближний Восток: "Друзья спросили, существует ли другая дорога в страну Востока, а те сказали, что да, достаточно обойти по кругу Абхазию с темным лесом, однако это, как свидетельствуют древние повести, потребует десять и более лет пути".
Казалось, что Эко будет всегда. Ироничному итальянцу были подвластны любые эпохи: XIV век, XVII, XIX, XX… Он ворвался в литературу, когда ему было 48, будучи известным ученым-семиотиком, философом, историком. Автор для любого читателя, продававший интеллектуальные головоломки миллионными тиражами.
В прошлом году на русском появился его новый роман “Нулевой номер”, тогда еще никто не думал, что последний…
Он ушел в один день с американкой Харпер Ли – еще одним классиком. Ему было 84 года, ей – 89.
И сейчас они, авторы "Имени розы" и "Убить пересмешника", вместе под ручку бродят в одном из уголков литературного рая. Выглядит он, скорее всего, как вавилонская библиотека, в которой заблудился один из героев Борхеса — бесконечный лабиринт с книжными стеллажами, уставленный всеми томами, которые когда-либо создало человечество, погибшими в войнах, пожарах, землетрясениях. Там нет утраченных книг, нет забытых авторов и нет жизни, кроме литературы, потому что по Борхесу и Эко литература – это и есть жизнь, а книги – лучшее, что могут создать люди – то божественное, что есть в человеке, то, ради чего и стоит жить.
Сейчас, в двадцатый день второго месяца, шестнадцатого года XXI столетия, когда я пишу эти строки, грустно сознавать, что таких авторов больше не появляется, писателей, которые создавали великие романы для всех, не заискивали с читателем и при этом были мейнстримом. Мейнстримом высшего порядка, как Хемингуэй, когда увлекательность сюжета и простота слога не идет во вред глубине. Авторы, умевшие говорить о сложнейших вещах простым языком. Простых настолько, что их творения любимы и студентами, и профессорами.
Прощайте, господин Эко и госпожа Ли, только сейчас, написав ваши фамилии, заметил, насколько они поэтичны. Прощайте и до встречи, потому что я еще не прочел ваши последние книги “Нулевой номер” и “Пойди, поставь сторожа”.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.