Чаевод с 56-летним стажем, помощник министра сельского хозяйства Абхазии Сергей Чарая рассказал журналисту Sputnik Абхазия Бадраку Авидзба о чайной отрасли в республике.
— Сергей Аксентьевич, расскажите нашим читателям как вы решили стать чаеводом?
— Работать на чайных плантациях я начал в 1960 году. Чайная отрасль была одной из самых успешных в республике, поэтому многие предпочитали именно ее. В 1976 году я стал директором чайного совхоза в селе Меркула. По тем временам это было очень крупное хозяйство, мы собирали 4 тысячи 500 тонн чайного сырья, что считалось самым лучшим показателем среди всех чайных совхозов того времени.
— Расскажите об истории появления чая в Абхазии.
— В Абхазии культура чая появилась в 1842 году, чайные кусты привезли и высадили в Ботаническом саду. Они очень хорошо принялись и отсюда семена чая повезли в Аджарию и оттуда началась закладка чая по всей Грузии и Абхазии. В 1921 году в Абхазии было заложено 400 гектаров чая.
Полную версию радиоинтервью с Сергеем Чарая слушайте здесь>>
— Сколько гектаров чайных плантаций было в советский период и сколько чая производится сегодня?
— До войны в Абхазии было 15 тысяч 257 гектаров. После войны, по поручению президента Абхазии совместно с НИИ сельского хозяйства Абхазии проверили состояние плантаций. Осталось 6 тысяч 800 гектаров, а сегодня на балансе числится 5 тысяч 600 гектаров чайных плантаций, а реально можно собирать чай на двух тысячах гектарах плантаций. Чайная отрасль считалась самой рентабельной в Абхазии, в экономике республики доля сельского хозяйства составляла 65% из них 40% — это чай, цитрусы и табак. Если овощеводство было убыточным, то за счет чая удавалось стабилизировать ситуацию. У нас в Абхазии не было другой культуры, прибыльнее, чем чайная отрасль.
— Почему после войны чайная отрасль перестала давать хорошую прибыль?
— Некоторые специалисты в кавычках, это объясняют тем, что чайная продукция стала не конкурентоспособной. Я хочу дать на это ответ из моей практики. До войны, первый секретарь ОБКОМа партии Борис Адлейба поручил мне и директору Меркульской чайной фабрики изготовить чай с соблюдением всех нормативов. Мы собрали чай по агротехнике, когда в Москве получили наш чай, оттуда сказали, что такого чая мы раньше не видели. В мире лучшим чаем считается "Даржилинг" из Индии. Московские специалисты сказали, что наш чай лучше чем чай, произведенный в Индии. То есть не качество чая, а отношение к чаю здесь самое главное. Если правильно переработать наш чай, то абхазский чай не уступает ни цейлонскому ни индийскому ни китайскому чаю.
После войны мы собирали по пять тысяч тонн чая, но изменилась технология сбора. Вместе с чайным листом работники стали собирать папоротник, кустарники и так далее, то есть уход за плантациями стал не удовлетворительным. Ну разве из палки или папоротника можно получить чай? Мы пускали технику и собирали плохой чай, мы сами виноваты в том, что чайная отрасль упала. Перед сбором чая надо делать очистку, так как там растут различные кустарники. Абхазский чай очень хороший, в России его очень хорошо брали, но необходимо правильно его собирать и производить. Если хорошо обработать чай, продавать его в фасовочных упаковках, то он будет продаваться не хуже любого другого чая.