В отделе этнографии Абхазского государственного музея

Подписаться
Отдел этнографии Абхазского государственного музея, разделенный на два зала, — единственный в своем роде отдел, где впервые проведена полная реконструкция быта и хозяйственной деятельности абхазов вплоть до XIX века.

Экскурсию для нас провела старший научный сотрудник отдела этнографии Инга Шамба. Она и художник-экспозиционер Беслан Ласурия приложили максимум усилий, для того чтобы посетители музея погрузились в самое сердце абхазского быта.

Отдельные экспозиции находятся сейчас в разработке, к примеру, экспозиция из детской люльки, кроватки, одежды и абхазских игрушек расположится в центре второго зала отдела. Также идет реконструкция одежды абхазских амазонок, традиционного свадебного платья и платья "на выход" европейского типа конца XIX века.

Сегодня в Абхазском государственном музее работают четыре экспозиционных отдела: природы, древней и средневековой истории, современной истории Абхазии и этнографии.

Одним из главных направлений в деятельности музея является сбор, обработка и хранение музейных ценностей, то есть постоянное пополнение фондов уникальными экспонатами этнографии и археологии Абхазии. С этой целью сотрудники музея организуют научные экспедиции в районы республики и за ее пределами.

Абхазский государственный музей сдан в эксплуатацию в 2014 году после капитального ремонта в рамках Комплексной программы содействия развитию Республики Абхазия на 2010-2013 годы. Ремонтные работы начались в 2011 году и продолжались в течение трех лет.

© Sputnik Томас ТхайцукС момента открытия музея после капитального ремонта в отделе этнографии появилось много новых экспозиций и реконструкций.
В центре первого зала отдела расположен макет традиционного абхазского двора, выполненный в мельчайших подробностях, с большим домом посередине и хозяйственными постройками. Макетчику Анзору Мукба потребовалось более полугода, чтобы завершить эту сложную, но очень интересную работу.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
1/23
С момента открытия музея после капитального ремонта в отделе этнографии появилось много новых экспозиций и реконструкций.
В центре первого зала отдела расположен макет традиционного абхазского двора, выполненный в мельчайших подробностях, с большим домом посередине и хозяйственными постройками. Макетчику Анзору Мукба потребовалось более полугода, чтобы завершить эту сложную, но очень интересную работу.
© Sputnik Томас ТхайцукАбхазы строят дома в центре своих владений, фасадом на восток, к восходящему солнцу. В XIX веке уже встречались двухэтажные дома, где первый этаж был выполнен из камня, а второй - из дерева, благородного каштана.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
2/23
Абхазы строят дома в центре своих владений, фасадом на восток, к восходящему солнцу. В XIX веке уже встречались двухэтажные дома, где первый этаж был выполнен из камня, а второй - из дерева, благородного каштана.
© Sputnik Томас ТхайцукРядом с домом абхаза стоит апацха - "плетеная кухня" с очагом в центре. Апацха строится по уникальной технологии. Зимой в ней тепло, летом - прохладно. Долгими зимними вечерами вокруг костра здесь собирается вся семья и слушает неторопливые рассказы самого старшего и мудрого главы семейства. Рядом с апацхой - домик для молодоженов "амхара".
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
3/23
Рядом с домом абхаза стоит апацха - "плетеная кухня" с очагом в центре. Апацха строится по уникальной технологии. Зимой в ней тепло, летом - прохладно. Долгими зимними вечерами вокруг костра здесь собирается вся семья и слушает неторопливые рассказы самого старшего и мудрого главы семейства. Рядом с апацхой - домик для молодоженов "амхара".
© Sputnik Томас ТхайцукА в этой постройке расположена водяная мельница. Раньше у абхазов были свои ручные мельницы, они приводились в действие трением двух больших плоских камней, в отверстие между ними высыпалось зерно, которое можно было молоть в разную величину: для кухни мука мелкого помола, для корма птицы - покрупнее.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
4/23
А в этой постройке расположена водяная мельница. Раньше у абхазов были свои ручные мельницы, они приводились в действие трением двух больших плоских камней, в отверстие между ними высыпалось зерно, которое можно было молоть в разную величину: для кухни мука мелкого помола, для корма птицы - покрупнее.
© Sputnik Томас ТхайцукА этот большой камень с углублением посередине "ахакьа" - самый древний инструмент для изготовления знаменитой абхазской "аджики". Старательные абхазские хозяйки клали в углубление острый перец, соль и пряности, а затем долго били их круглым камнем "апхныга". Изготовление ароматной приправы отнимало много времени и сил, но без "аджики" невозможно представить себе абхазскую кухню. У современных хозяек в арсенале много техники, готовой прийти на помощь и за считанные секунды "провернуть любое дело", однако в деревнях у многих еще сохранилась "ахакьа", и гурманы говорят, что истинный вкус аджики, приготовленной на камне, ни с чем не сравнится.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
5/23
А этот большой камень с углублением посередине "ахакьа" - самый древний инструмент для изготовления знаменитой абхазской "аджики". Старательные абхазские хозяйки клали в углубление острый перец, соль и пряности, а затем долго били их круглым камнем "апхныга". Изготовление ароматной приправы отнимало много времени и сил, но без "аджики" невозможно представить себе абхазскую кухню. У современных хозяек в арсенале много техники, готовой прийти на помощь и за считанные секунды "провернуть любое дело", однако в деревнях у многих еще сохранилась "ахакьа", и гурманы говорят, что истинный вкус аджики, приготовленной на камне, ни с чем не сравнится.
© Sputnik Томас ТхайцукОсновным занятием абхазских мужчин были охота и рыболовство. Абхазы охотились в горах и долинах. Охотились в одиночку и группами, помечали тропы, чтобы не заблудиться в новых местах. Летом и зимой совершали многодневные походы, для чего заранее строились специальные "охотничьи домики" в местах привалов. Такие домики строят и сейчас. Двери в охотничьем домике никогда не запираются, даже если хозяин давно не появлялся в этих местах. Любой, кто заблудился в горах, может зайти в такой домик, отдохнуть с дороги, подкрепиться и продолжить свой путь.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
6/23
Основным занятием абхазских мужчин были охота и рыболовство. Абхазы охотились в горах и долинах. Охотились в одиночку и группами, помечали тропы, чтобы не заблудиться в новых местах. Летом и зимой совершали многодневные походы, для чего заранее строились специальные "охотничьи домики" в местах привалов. Такие домики строят и сейчас. Двери в охотничьем домике никогда не запираются, даже если хозяин давно не появлялся в этих местах. Любой, кто заблудился в горах, может зайти в такой домик, отдохнуть с дороги, подкрепиться и продолжить свой путь.
© Sputnik Томас ТхайцукДичь на столе считается самым изысканным угощением для почетного гостя. А дом удачливого охотника обязательно украшен рогами убитого животного.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
7/23
Дичь на столе считается самым изысканным угощением для почетного гостя. А дом удачливого охотника обязательно украшен рогами убитого животного.
© Sputnik Томас ТхайцукПри такой страсти к охоте, абхазы никогда не злоупотребляли истреблением животных. Неписаный закон не позволял убивать больше одной крупной дичи за один поход. Перед тем как отправиться в путь, абхаз молился богу охоты Ажвеипшаа, чтобы он послал ему удачу и дичь, которую бог уже выбрал для себя, а потом оживил.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
8/23
При такой страсти к охоте, абхазы никогда не злоупотребляли истреблением животных. Неписаный закон не позволял убивать больше одной крупной дичи за один поход. Перед тем как отправиться в путь, абхаз молился богу охоты Ажвеипшаа, чтобы он послал ему удачу и дичь, которую бог уже выбрал для себя, а потом оживил.
© Sputnik Томас ТхайцукДревние абхазские инструменты для обработки земли. Вначале их изготовляли из дерева, позднее стали использовать железо. Сегодня основная зерновая культура абхазов - кукуруза, а до XIX века выращивали пшеницу, ячмень и просо.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
9/23
Древние абхазские инструменты для обработки земли. Вначале их изготовляли из дерева, позднее стали использовать железо. Сегодня основная зерновая культура абхазов - кукуруза, а до XIX века выращивали пшеницу, ячмень и просо.
© Sputnik Томас ТхайцукИсторически сложилось так, что абхазы издревле были искусными воинами. Перед нами реконструкция кольчуги, забрала и щита абхазского воина.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
10/23
Исторически сложилось так, что абхазы издревле были искусными воинами. Перед нами реконструкция кольчуги, забрала и щита абхазского воина.
© Sputnik Томас ТхайцукБронзовая посуда, гонг для срочного созыва воинов. В экспозиции справа - оружие абхазов в реконструкции художника Батала Джапуа.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
11/23
Бронзовая посуда, гонг для срочного созыва воинов. В экспозиции справа - оружие абхазов в реконструкции художника Батала Джапуа.
© Sputnik Томас ТхайцукНожи и оружие XIX века. Мастера ковали кинжалы и ножи из дамасской стали, самой прочной и гибкой в те времена и сегодня.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
12/23
Ножи и оружие XIX века. Мастера ковали кинжалы и ножи из дамасской стали, самой прочной и гибкой в те времена и сегодня.
© Sputnik Томас ТхайцукКузнечество - древнейшее ремесло, которое распространилось в Абхазии с появлением железа. Для абхазов это не просто ремесло, а священный ритуал. В наши дни кузнечеством занимаются считанные мастера, а священные кузни сохранились почти в каждом абхазском дворе. Каждый год, в ночь с 13 на 14 января, собирается вся семья, или род, вышедший из этого двора, и молится Богу в священной кузне о сохранении и приумножении своего рода.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
13/23
Кузнечество - древнейшее ремесло, которое распространилось в Абхазии с появлением железа. Для абхазов это не просто ремесло, а священный ритуал. В наши дни кузнечеством занимаются считанные мастера, а священные кузни сохранились почти в каждом абхазском дворе. Каждый год, в ночь с 13 на 14 января, собирается вся семья, или род, вышедший из этого двора, и молится Богу в священной кузне о сохранении и приумножении своего рода.
© Sputnik Томас ТхайцукФамильные роды в Абхазии имели свои тамги - это знаки, напоминающие иероглифы, которые ставились раскаленным металлом на принадлежащий фамилии крупный рогатый скот, на деревья в лесу, чтобы разграничить территорию. Если во время охоты или прогулки человеку встречалось неизведанное ранее дерево с ульем, он ставил на него тамгу, и больше никто не мог брать оттуда мед.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
14/23
Фамильные роды в Абхазии имели свои тамги - это знаки, напоминающие иероглифы, которые ставились раскаленным металлом на принадлежащий фамилии крупный рогатый скот, на деревья в лесу, чтобы разграничить территорию. Если во время охоты или прогулки человеку встречалось неизведанное ранее дерево с ульем, он ставил на него тамгу, и больше никто не мог брать оттуда мед.
© Sputnik Томас ТхайцукПчеловодство было широко распространено в Абхазии. Первые "домики" для пчел делались из крупного бревна с небольшим продольным надрезом посередине. Этого отверстия хватало для входа пчел. Зимой бревна накрывались корой черешневого дерева, которое защищало обитателей домика от влаги и холода.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
15/23
Пчеловодство было широко распространено в Абхазии. Первые "домики" для пчел делались из крупного бревна с небольшим продольным надрезом посередине. Этого отверстия хватало для входа пчел. Зимой бревна накрывались корой черешневого дерева, которое защищало обитателей домика от влаги и холода.
© Sputnik Томас ТхайцукРитуальная свеча, выполненная из чистого пчелиного воска без примесей, зажигалась на сороковины или годовщину и имела сакральное значение. Свеча состояла из семи ярусов, ее украшали конфетами, ленточками. Рядом представлена часть черепа животного с рогами, которого приносили в жертву на сороковины. Серебряные пластины помогали вести отсчет 40 дней.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
16/23
Ритуальная свеча, выполненная из чистого пчелиного воска без примесей, зажигалась на сороковины или годовщину и имела сакральное значение. Свеча состояла из семи ярусов, ее украшали конфетами, ленточками. Рядом представлена часть черепа животного с рогами, которого приносили в жертву на сороковины. Серебряные пластины помогали вести отсчет 40 дней.
© Sputnik Томас ТхайцукАбхазы выращивали лен, хлопок и выводили тутового шелкопряда. В музее представлено множество инструментов для их первичной обработки.
На фото: ткацкий станок. Абхазские девушки были златошвейками, они умели ткать завесы, подрезы, кружева, полотенца.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
17/23
Абхазы выращивали лен, хлопок и выводили тутового шелкопряда. В музее представлено множество инструментов для их первичной обработки.
На фото: ткацкий станок. Абхазские девушки были златошвейками, они умели ткать завесы, подрезы, кружева, полотенца.
© Sputnik Томас ТхайцукУникальные в своем роде ритуальные полотенца характерны только для Абхазии. В центре экспозиции - трехконечное царь-полотенце, которое предназначалось для почетных гостей. Слева - четырехконечное - для проведения ритуального обряда над молодой невесткой, справа - восьмиконечное полотенце для других ритуальных целей.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
18/23
Уникальные в своем роде ритуальные полотенца характерны только для Абхазии. В центре экспозиции - трехконечное царь-полотенце, которое предназначалось для почетных гостей. Слева - четырехконечное - для проведения ритуального обряда над молодой невесткой, справа - восьмиконечное полотенце для других ритуальных целей.
© Sputnik Томас ТхайцукНити красили только природными красителями. Использовали плоды ежевики, кору дуба, каштаны, боярышник, ольху, зерна граната.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
19/23
Нити красили только природными красителями. Использовали плоды ежевики, кору дуба, каштаны, боярышник, ольху, зерна граната.
© Sputnik Томас ТхайцукФриз из каштанового дерева с солярными знаками. Такими фризами украшали дом и апацху снаружи и внутри.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
20/23
Фриз из каштанового дерева с солярными знаками. Такими фризами украшали дом и апацху снаружи и внутри.
© Sputnik Томас ТхайцукУкрашения и заколки для волос XIX века.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
21/23
Украшения и заколки для волос XIX века.
© Sputnik Томас ТхайцукСумочки абхазских модниц ручной работы конца XVIII века.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
22/23
Сумочки абхазских модниц ручной работы конца XVIII века.
© Sputnik Томас ТхайцукВ музее представлены экспонаты не только материальной, но и духовной культуры абхазов. В представленной экспозиции духовые, струнные и клавишные музыкальные инструменты: аюымаа, ахымаа, апхярца, ачырпын и амырзакан.
Абхазский государственный музей - Sputnik Абхазия
23/23
В музее представлены экспонаты не только материальной, но и духовной культуры абхазов. В представленной экспозиции духовые, струнные и клавишные музыкальные инструменты: аюымаа, ахымаа, апхярца, ачырпын и амырзакан.
Лента новостей
0