Четверть века прошло с момента государственного переворота в СССР, повлекшего за собой распад самой большой страны в мире. Как отметила Нателла Акаба, в тот период для Абхазии было очень важно наблюдать за Новоогаревским процессом (процессом формирования нового союзного договора из-за назревшего кризиса между союзными республиками СССР — ред.)
"Владислав Ардзинба, который в то время был депутатом Верховного Совета СССР, очень активно в этом участвовал. И для Абхазии, может, это было был очень хороший вариант, потому что значительно должны были расширить права автономных республик. Поэтому мы все возлагали на это большие надежды. То, что случилось, нарушило весь этот процесс", — рассказала политолог.
По ее мнению, распада СССР можно было избежать, если бы тогдашнее руководство во главе с КПСС проводило более гибкую политику и не было столь консервативно, кроме того, нужно было всячески воспрепятствовать всем декларациям о независимости. Все республики, кроме прибалтийских и Грузии, могли бы остаться в составе СССР, если бы политика советского руководства была бы более гибкая и прагматичная. Люди не хотели возвращения в прошлое, перестройка настроила всех на другой лад, и хотелось продолжения демократизации. При этом, отмечает Нателла Акаба, если бы СССР сохранился, у Абхазии была бы реальная автономия, а не декоративная, которая существовала в советские годы.
Акаба уверена, что абхазское руководство во главе с Владимславом Ардзинба сделало все, чтобы избежать военного сценария.
"Я прекрасно помню, как мы, когда уже стали депутатами, предлагали подписать договор о равноправных взаимоотношениях между Грузией и Абхазией, мы тогда не говорили о выходе из состава Грузии. Позиция была такая: Грузия должна стать федеративным государством, причем федерация должна быть равносубъектная. Для Абхазии по тем временам это был не самый плохой сценарий. Но представители Грузии, приехавшие в Верховный Совет Абхазии, сказали, что не станут это даже обсуждать. И тогда стало ясно, что будет война", — вспоминает Нателла Акаба.
Политолог подчеркнула, что при том руководстве, которое тогда находилось в Тбилиси, война была неизбежна, так как оно не было настроено на какой-то компромисс. При этом Грузия и сейчас не готова стать федеративной республикой.