СУХУМ, 16 апр – Sputnik. Встречами спецпосланника ООН Стаффана де Мистуры с делегацией Дамаска и представителями Высшего комитета по переговорам оппозиции Сирии закончилась первая неделя второго раунда межсирийских переговоров. Каких-либо результатов они пока не принесли – стороны лишь представили свои замечания по документу, предложенному де Мистурой на прошлой встрече, и обменялись традиционными взаимными обвинениями в отсутствии готовности к переговорному процессу.
По итогам первого полноценного раунда переговоров в марте спецпосланнику ООН удалось составить документ из 12 возможных точек соприкосновения позиций делегаций, которые де Мистура назвал "домашним заданием" для них. Второй раунд консультаций стартовал 13 апреля. За три дня спецпосланник провел две встречи с ВКП, одну с сирийской правительственной делегацией во главе с постпредом Сирии при ООН Башаром Джаафари и одну с делегацией оппозиционной группы "Москва- Каир".
Де Мистура не стал в пятницу вечером подводить итоги первой недели. Ожидается, что он даст первые оценки в понедельник.
12 ПУНКТОВ
По итогам встречи с де Мистурой в пятницу вечером Джаафари сообщил, что они обсудили 12 пунктов, основанные, по его словам, на предложениях Дамаска, и передали свои замечания к этому документу, которые он охарактеризовал как "серьезные".
Он не стал отвечать на вопросы журналистов, но назвал переговоры "конструктивными и продуктивными", и сообщил, что в следующий раз встретится с де Мистурой в понедельник в 11.00 (12.00 мск). По словам главы сирийской правительственной делегации, он ждет реакции спецпосланника ООН на предложения Дамаска.
В ВКП назвали позицию делегации правительства на переговорах в Женеве нереалистичной.
"Мы ознакомились с замечаниями сирийского режима, которые полностью расходятся с реальностью. Они должны быть реалистичными и соблюдать резолюции Совета безопасности ООН»" — сказал журналистам глава делегации Асаад аз-Зоуби по итогам встречи с де Мистурой.
Группа "Москва-Каир" в целом согласна на предложения де Мистуры, но есть поправки к четырем пунктам документа, сообщил один из лидеров оппозиционной группы "Москва-Каир" Кадри Джамиль.
"Мы согласны в принципе, но есть кое-какие заметки и исправления — 4 штуки", — сказал он.
ПРЯМОЙ ДИАЛОГ ПОКА НЕ ПРОСМАТРИВАЕТСЯ
Эксперты ранее говорили, что рассчитывают на выход сторон на прямой диалог. Пока этого не произошло. Ожидать, что стороны сядут за стол переговоров в этом раунде, не стоит – в том числе по тому, что непонятно, кто за этим столом должен будет сидеть. В то же время они подтверждают, что это все еще остается одной из основных целей этого раунда.
Де Мистура сказал в среду журналистам, что участники консультаций в Женеве должны быть готовы к этому. Однако в интервью российским СМИ в пятницу министр информации САР Омран аз-Зоуби заявил, что прямых переговоров сирийского правительства и оппозиции на нынешнем раунде в Женеве не будет, поскольку делегация оппозиции до сих пор выражает мнение саудовской и турецкой сторон, цель которых — разрушение сирийского государства.
В свою очередь главный переговорщик делегации Высшего Комитета по переговорам оппозиции Сирии, глава политического комитета группировки "Джейш аль-Ислам", приравненной в России к террористической, Мохаммад Аллуш заявил, что делегация оппозиции готова к прямым переговорам с правительством в Сирии в случае выполнения женевского коммюнике и резолюции СБ ООН 2254, однако приоритетом нынешнего раунда переговоров они видят формирование переходного органа правления, в котором нет Башара Асада.