Sputnik
Так, несмотря на двухлетнюю дисквалификацию теннисистки Марии Шараповой, крупные компании, заключавшие с ней рекламные контракты, не спешат отказываться от сотрудничества со спортсменкой. А компания Head, производящая в числе прочего теннисные ракетки, даже распространила заявление, что гордится сотрудничеством с Шараповой. Подобной реакции можно ожидать и от других зарубежных спонсоров, рискующих потерять многомиллионные прибыли, рассказала в интервью Sputnik финансовый аналитик и экономический обозреватель журнала "Эксперт" Анна Королева:
"Позиции спонсоров в отношении российских спортсменов достаточно твердые и предсказуемые. Как бы ни развивался допинговый скандал, они понимают, что спортсмены долго шли к своим достижениям. И кроме олимпиад, они участвовали в огромном количестве других состязаний. И было бы безосновательно обвинять их, что все их прежние победы — это результат допинга. Эти победы происходили на глазах огромного количества их поклонников, следящих за их карьерой и являющихся при этом целевой аудиторией этих самых спонсоров. Это именно для них спонсоры вкладывают огромные деньги в узнаваемость своего бренда. Они понимают, что Мария Шарапова независимо от того, едет она в Рио или не едет, в любом случае остается спортивной звездой первой величины. Она неоднократно становилась победительницей огромного количества мировых состязаний, и это главное. А вот допинговые претензии к ней при этом спорны".
Решение Всемирного антидопингового агентства (WADA) о запрещении мельдония, в употреблении которого обвинили Шарапову, не основывалось на широких клинических испытаниях. При этом научных публикаций, доказывающих, что мельдоний является допингом, также было немного. Сплошной туман без конкретных доказательств наблюдается и в докладе независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) под председательством Ричарда Макларена о якобы масштабной фальсификации допинг-контроля на зимних Олимпийских играх 2014 года в Сочи. Производитель флаконов для допинг-проб — швейцарская компания Berlinger Special AG — уже заявила, что сомневается в правоте доклада Макларена, так как компания регулярно тестирует проверку флаконов. И эти тесты четко показали, что открыть запечатанные пробы было невозможно. В том числе и модель флакона из Сочи-2014. При этом мнений о том, что допинговый скандал политизирован, раздается немало. И компании-спонсоры в данном случае вряд ли готовы идти на поводу у политиков, теряя медийные лица, приносящие им миллионы, считает Анна Королева:
"В данном случае политика, конечно, очень сильно вредит будущей Олимпиаде. Но есть маркетинговые отделы, принимающие решения, исходя из рыночной ситуации. А она такова: есть бренды, в которые вкладывают миллионы. И есть медийные лица, которые продвигают эти бренды. Поэтому компании будут заключать с ними контракты независимо от того, что происходит, так как понимают, что если не они, то их нишу займут бренды их конкурентов. И я не думаю, что компания, сумевшая получить в свои медийные лица Исинбаеву, из-за скандала с допингом откажется от сотрудничества с такой титулованной спортсменкой. Так как она является несомненной звездой первой величины с огромным значимым списком побед, на нее идут люди. Хотя допускаю, что общее давление на рекламные компании будет. Так, на Западе российским спортсменам в качестве выхода уже предложили выступать не под российским флагом, а под флагом МОК. Но россияне отказываются и согласны выступать только под флагом своей страны. Та же Исинбаева четко дала понять, что будет выступать только под флагом своей страны. Абсолютно патриотичное решение. Поэтому, если кто-то рассчитывал на другое, то просчитался. А допинговый скандал при этом только создает дополнительную новостную основу для брендов компаний, чтобы они чаще звучали в СМИ. Неслучайно существует даже такой термин, как "черный пиар".
А он иногда бывает даже эффективнее самого продуманного "белого пиара". Поэтому со стороны спонсоров нет никаких имиджевых потерь, если они продолжат поддерживать российских спортсменов. И случай с Шараповой — очевидное тому подтверждение. Зато велики риски компаний потерять миллионы.