00:02 12 Декабря 2017
Прямой эфир
Люди пожилого возраста занимаются физкультурой. Архивное фото

Ученые установили, почему физические упражнения продлевают жизнь

© Sputnik. Александр Викулов
В мире
Получить короткую ссылку

Биологи считают, что "включение" системы защиты теломер объясняет то, почему активный образ жизни и зарядка продлевают жизнь человеку, особенно в пожилом возрасте, эта же самая система "включается" и при ограничении числа калорий в диете.

СУХУМ, 30 июл – Sputnik. Продлить жизнь человека в старости помогают физические упражнения и активность, так как это способствует активации гена NRF1, защищающего концы молекул ДНК от повреждений, сообщает РИА Новости со ссылкой на журнал Science Advances.

Теломеры — это концевые участки хромосом, находящихся в ядре каждой клетки человеческого организма. Теломеры защищают ДНК от повреждений. При каждом делении клетки они становятся короче, когда их длины оказывается недостаточно для нового деления, клетка погибает.

Относительно недавно ученые обнаружили, что длина теломер и их состояние могут меняться не только с возрастом, но и в результате различных процессов в организме, связанных с депрессией, бедностью и стрессом. При этом, чем сильнее были симптомы психического расстройства и чем дольше они сохранялись, тем короче были теломеры.

Аннабель Декоттинье (Anabelle Decottingnies) из Левенского университета в Брюсселе (Бельгия) и ее коллеги неожиданно выяснили, как теломеры связаны с зарядкой и тем, почему умеренные занятия спортом продлевают жизнь человеку.

Они изучали то, как клетка "считывает" теломеры и производит особые молекулы TERRA, которые мешают особому ферменту теломеразе "чинить" концевые участки хромосом в то время, когда она не делится, что обычно приводит к крайне неприятным последствиям.

Наблюдая за культурами клеток в пробирке, ученые неожиданно обнаружили, что рост и падение концентрации молекул TERRA зависели от двух генов и связанных с ними белков – NRF1 и PPAR-гамма. Первый отвечает за так называемое "ядерное дыхание" клетки и управляет метаболизмом всего организма, дирижируя поведением митохондрий, клеточных "энергостанций", и регулируя уровни антиоксидантов в теле. Второй ген отвечает за запасание жира, аппетит и ряд других аспектов обмена веществ.

Оба этих участка ДНК активизируются в нашем теле во время зарядки и интенсивных физических нагрузок, что натолкнуло ученых на мысль проверить, как их активация влияет на состояние теломер и работу молекул TERRA в организме человека. Для этого ученые набрали группу из нескольких добровольцев, которые крутили педали велотренажера на протяжении 45 минут и после этого сдавали пробы слюны и крови.

Как показал этот эксперимент, занятия спортом действительно способствовали увеличению числа молекул TERRA в ядре клеток человеческого тела, тем самым улучшая защиту теломер от повреждений.

Подобный механизм "включения" системы защиты теломер, по мнению биологов, может объяснять то, почему активный образ жизни и зарядка продлевают жизнь человеку, особенно в пожилом возрасте. Кроме того, эта же самая система "включается" не только при высоких нагрузках, но и при ограничении числа калорий в диете, что может так же объяснять то, почему низкокалорийная диета продлевала жизнь мышам в нескольких экспериментах, проведенных в конце 20 и начале 21 веков.

• Пульт дистанционного управления от телевизора

Мининформ Казахстана и Минсвязь России договорились в вопросе ретрансляции российских телеканалов на территории республики.

• Салон праворульного авто. Архивное фото

В Кыргызстане перед наступлением нового года вновь идут разговоры, что такси с правосторонним расположением руля запретят с 2018 года.

• Вход в здание министерства иностранных дел Республики Беларусь, архивное фото

В первой половине 2018 года Беларусь и Евросоюз намерены подписать документ, определяющий приоритеты партнерства.

• Владимир Бузаев

Почему четверть века назад "цитадель расизма переместилась из Кейптауна в Ригу", рассказал сопредседатель Латвийского комитета по правам человека Владимир Бузаев.

• Вильнюсский университет с траурными лентами на окнах

На окнах факультетов истории и философии Вильнюсского университета появились черные траурные ленты в знак того, что высшее образование в стране можно хоронить.

• Тюльпаны

Профсоюзы Молдовы выступили против отмены выходных дней – 8 Марта и 1 Мая, предложенной Министерством здравоохранения, труда и социальной защиты.

• Молоток судьи, архивное фото

Щербинский суд Москвы признал виновными пятерых граждан Таджикистана – фигурантов дела о массовых беспорядках на Хованском кладбище.

• Абдулгадир Машарипов

В Турции начинается суд над "стамбульским стрелком" – узбекистанцем Абдулгадиром Машариповвым, совершившим теракт, жертвами которого стали 39 человек.

• ДТП, иллюстративное фото

В Эстонии за два месяца в ДТП попадает второй министр – на сей раз в аварию угодил Министр здоровья и труда Евгений Осиновский.