Кира Коваленко приехала в Таллинн впервые и оказалась поражена Старым городом. Ей показалось, что она находится в декорациях, где опытный режиссерский глаз сразу стал искать места и идеи для сьемок. О том, как в Абхазии снимался ее дебютный фильм по мотивам повести Фазиля Искандера "Софичка", режиссер рассказала корреспондентам Sputnik Эстония.
Дебют в Таллинне — большая случайность
Свой режиссерский дебют Коваленко называет случайностью и утверждает, что это целиком заслуга Александра Сокурова, руководителя мастерской, где занималась Кира.
"В какой-то момент Александр Николаевич позвонил и предложил эту работу — от такого не отказываются! И материал прекрасный, и возможности…" — поделилась режиссер.
Повести Искандера молодой режиссер изначально рассматривала как материал для своей дипломной работы, но потом это превратилось в нечто большее. Выбор пал на "Софичку", потому что Кира уже работала с этим материалом, когда они во время учебы ставили на сцене отрывки из этого произведения.
По ее словам, "Софичка" — это особое произведение Искандера, которое существенно отличается от других тем, что в нем значительно меньше юмора, но больше драматизма.
"Меня интересуют такие темы, я, скорее, драматичный режиссер, чем комедийный" — рассказала она.
Радиоинтервью с режиссером Кирой Коваленко слушайте здесь>>
Коваленко особенно выделяет Министерство культуры Российской Федерации, которое выступило спонсором фильма и дало ей возможность реализовать задуманное.
Когда все идет не так
"Мне казалось, что на моей площадке происходит все, что может произойти экстренного!" — смеется Коваленко, но в этом смехе чувствуется горький опыт.
По ее словам, одной из самых больших проблем при съемках "Софички" было то, что в фильме были задействованы непрофессиональные актеры, и особенно сложно было работать с массовкой.
В число самых запоминающихся моментов вошел случай, когда одного из ключевых актеров посадили в тюрьму, а из-за плотного графика съемок, переснять материал с другим человеком уже не представлялось возможным, и он просто пропал.
"Абхазы потрясающие люди, у них особенный темперамент, особый менталитет!" — говорит Коваленко.
Она рассказала, что некоторые сцены, такие как изнасилование главной героини, которое нельзя было вырезать из фильма, приходилось согласовывать со всеми родственниками молодой абхазкой девушки.
"Мы им не смогли объяснить, что это все кино и неправда", — рассказывает режиссер.
Чтобы снять кино, Коваленко пробыла в Абхазии в общей сложности полгода, а подготовка к съемкам шла почти целый год.
"Изначально мы просто занимались исследованиями того времени: как жили люди в селах, что ели, их покрой одежды. Были в очень многих музеях, читали книги. Мы изготавливали обувь, потому что она была сделана из определенной кожи, по определенному фасону", — перечисляет режиссер.
Фестиваль, где мало пафоса
Коваленко понадобится время, чтобы почувствовать, что произошло. Пока она еще ощущает себя дебютантом, но ей очень приятно, что мировой кинофестиваль выбрал ее картину для показа.
"Фильм требует особых душевных затрат, и то, что я потом услышала от людей, которые меня окружили и благодарили, было безумно приятно!" — рассказывает Кира.
Режиссер охарактеризовала эстонского зрителя как интеллигентного, мягкого и глубокого. Ее удивило, что зрители после сеанса сразу не расходились.
"Мне понравился фестиваль в Таллинне своей теплотой, простотой, потому что здесь мало пафоса. Здесь более простые отношения и легче общаться со всеми. Какая-то дружественная и мягкая атмосфера!" — рассказала Кира Коваленко.