Бадрак Авидзба, Sputnik.
Дом на честном слове
Поднимаясь по лестнице в доме, который уже не один год считается аварийным, понимаешь, что его жильцы ежедневно рискуют быть погребенными под грудой обломков. Дом двухэтажный, несколько квартир в нем пустуют, его жильцы съехали, опасаясь за свою жизнь, но в доме остались люди, кому некуда переезжать. Несколько семей с детьми, младшему из которых исполнился только один год, вынуждены жить в этом строении.
В аварийном доме вот уже двадцать лет живет семья Риты Агрба. По ее словам, ни один день жизни в этом доме не был спокойным ни для нее, ни для ее семьи.
"Мы испытываем постоянный страх, неизвестно, когда все это старье упадет нам на голову ", — сказала она.
В словах этой женщины чувствовалась безысходность, непонимание, кто может помочь им. Рита воспитала детей одна, своими силами она не может приобрести безопасное жилье.
"Мы двадцать лет ходим во всевозможные инстанции, но не можем ни до кого достучаться. Видимо, до нас нет никому дела. Наверное, бедные люди должны навсегда оставаться такими. Лично я ходила и к президенту, и к мэру города, но, увы, пока наш вопрос остается нерешенным", — отметила жительница Сухума.
Аварийный дом уже начал частично разрушаться, часть стены и пола провалились. По словам Агрба, жильцы дома уже устали от пустых обещаний чиновников.
"По телевизору мы часто слышим, что малоимущие семьи будут обеспечиваться, но на деле для нас ничего нет", — сказала она.
Агрба уверена, что если бы правительство каждый год выделяло хотя бы по одной квартире, то проблему уже удалось бы разрешить.
Глядя на подпорки, удерживающие крышу дома от падения, задаешься вопросом, что должно случиться, чтобы на людей все же обратили внимание и помогли им.
В надежде на помощь
По словам заместителя начальника жилищного управления администрации Сухума Эммы Хварцкиа, администрация столицы отправила президенту страны письмо с просьбой помочь жильцам трех аварийных домов.
"У нас катастрофическое положение в трех домах, в которых живут люди. Я боюсь, что эти дома могут не выдержать даже маленького землетрясения. Самое худшее положение у семьи Пипия, проживающей по улице Басария. Дом дал большую трещину, страшно подумать, чем это все закончится", — сказала она.
Эмма Хварцкиа сообщила, что Жилуправление Сухума не располагает квартирами, в которые можно было бы расселить людей из аварийных домов. Что касается дома по улице Айдгылара, то он также находится в очень плохом техническом состоянии.
"Там страшное положение, это старый фонд. В этом доме в любой момент может провалиться под ногами пол. Дом деревянный, если там вспыхнет пожар, то думаю, что весь квартал у нас сгорит. Еще есть частный дом по Шапсугской улице, там проживает семья с детьми. Все три дома мы обследовали с привлечением Управления по архитектуре и строительству и Управления по геологии, геодезии и картографии", — рассказала Хварцкиа.
Эмма Хварцкия считает, что для людей из аварийных домов необходимо приобретать квартиры, или построить для них новое здание. Однако она уточнила, что Жилищное управление Сухума не располагает подобным фондом.
Всего в срочном расселении нуждаются 19 семей, проживающих в трех аварийных домах. По словам Эммы Хварцкиа, на приобретение квартир необходимо 22 миллиона рублей.
Пока администрация Сухума пытается решить, без преувеличения, судьбу людей, жильцам аварийных домов остается уповать только на божью помощь.
В Государственном управлении Абхазии по строительству и архитектуре рассказали, что из-за недостатка финансовых возможностей они не ведут учет всех аварийных домов в республике. В управлении отметили, что для того, чтобы определить количество жилых и нежилых аварийных домов в Абхазии, необходимо проводить повсеместное исследование, на что нет финансовых средств. На сегодня управление обследует различные объекты на предмет опасности их использования только по запросу.