В истории развития Сухума сложилось так, что одни из самых роскошных городских дач с большими ухоженными садами и парками появлялись и строились либо на сухумских возвышенностях, либо у самого их подножья. Сейчас речь пойдет о двух особняках у подножья горы Хатхуа.
Хатхуа? Возможно, кто-то удивленно поднимет бровь и скажет, а нет такой возвышенности в городе. Нет, есть, именно так исторически называли абхазы ту гору, которую гораздо позже стали называть Трапецией. Ту самую, которую Остроумов облюбовал в качестве своего местожительства, а затем ее вдобавок нарекли Остроумовской.
О горе Хатхуа, между прочим, дает ценные исторические сведения сын патриарха абхазской литературы Дмитрия Гулиа — Георгий Гулиа. В рассказе "Пушки" из цикла "Рассказы о детстве" Гулиа вспоминает, что в 1916 году на плато горы Хатхуа, которое было видно прямо из их дома (что возможно, как понимают все, кто знает, где находится дом-музей Гулиа), солдаты вкатили по специально проложенным рельсам огромные пушки.
"Они предназначались для охраны города от германских кораблей "Гебен" и "Бреслау", оказавшихся в Черном море в Первую мировую войну", — пишет Георгий Гулиа и добавляет, что "пушки ни разу во врага не выстрелили", но тем не менее с их появлением на горе Хатхуа она все чаще стала называться Батарейной.
Словом, у горы было множество имен, и с ней связано немало историй. А еще это просто один из живописнейших уголков Сухума, и частью его красоты являются памятники архитектуры, приютившиеся в этой части города.
Прямо у подножья горы стоит здание, которое среди высоких деревьев, плотно обступивших его с фасадной стороны, довольно трудно разглядеть. И тонкий шпиль на крыше строения дает понять любопытствующему, что за пышной растительностью скрывается некое здание.
Если вы достаточно любопытны, вы обязательно найдете небольшую кованую калитку, легко открыв которую, вы попадете в коридор из довольно высокой живой изгороди. Эта дорожка приведет вас к закрученной двусторонней лестнице. Изогнутость линий и изящество ступенек, даже таких, какие они есть сейчас, сразу дадут понять, все это было любовно создано рукой человека в какие-то давние и явно лучшие для этого места времена.
Эта дорожка приведет вас к самой даче Дундер. Такое вот необычное название, что, однако, не ново для Сухума.
Именно тут, на Подгорном шоссе, в конце XIX века приобрела участок земли некая Вильгельмина Адольфовна Дундер. В 1898 году она построила тут двухэтажный особняк с несколькими балконами, с выступающим крыльцом в "русском стиле", с колоннами и необычной, но приятной и гармоничной ассиметричностью.
Всю территорию вокруг своей дачи Дундер также облагородила. Ее парк в английском стиле – с прудами, фонтанчиками, строго остриженными кустами и деревьями, скамьями и каменными скульптурами не то что равнялся по богатству и роскоши на городские сады того времени, но и превосходил их во многом.
В 1909 году у дачи и парка появляются новые хозяева – дачу покупают у прежней владелицы Иван Иванович и Анна Ивановна Баскаковы. Тоже, судя по всему, знатные садоводы, при них сад стал еще более ухоженным и красивым. На некоторых старинных открытках это место упоминается уже как парк Баскаковой.
При советской власти такой лакомый кусочек земли вместе со зданием, конечно, был муниципализирован. Долгое время тут находился Дворец пионеров и школьников, сегодня же здание принадлежит Союзу писателей. И хотя об этом говорит надпись на входе, здание давно пустует, и как многие чудесные памятники архитектуры ветшает на глазах. А ведь там еще многое можно сохранить – чудесные деревянные двери все еще можно отреставрировать и воссоздать изначальный образ дачи Дундер, благо это место запечатлено в разных ракурсах не на одной старой почтовой открытке.
Вот такое место вы найдете за довольно невзрачной живой изгородью, если только проявите здоровое любопытство и один раз выберете вместо обычного маршрута в городе, так сказать, нехоженые тропы. После дачи Дундер советую двигаться дальше, и уже через сто метров вы за большими воротами и бамбуковой рощей найдете еще один образец прекрасной городской архитектуры.
Здесь находится Государственное музыкальное училище имени Чичба. Пожалуй, тот редкий случай, когда прекрасный городской особняк вмещает в себя настоящий очаг культуры. Приятно осознавать, что люди, здесь работающие, и ребята, которые тут учатся, осознают, что каждый день они приходят не в какое-то обычное городское здание, а в настоящий памятник архитектуры.
Тут хорошо знают историю дома, ею интересуются, и старшие прививают этот интерес младшим.
Великолепное здание музыкального училища – ярчайший образец сухумского архитектурного стиля модерн – было построено в начале XX века для купца Нинуа. Имя архитектора, к сожалению, не осталось в истории, но его мастерство бесспорно. То, как здание вписано в окружающий ландшафт и как при внушительном размере не давит на человека своей громоздкостью, впечатляет. И само здание, и ведущие к нему лестницы, и парк, обустроенный у дачи, все выдает руку мастера.
Часто этот дом также называют дачей садовода Малани. Это был второй владелец дома, заслуга которого заключалась в закладке настоящего парка вокруг дачи.
Стоит отметить, что музыкальное училище стало храмом музыки еще во времена становления советской власти в Абхазии. Именно тогда на фасаде здания появился плакат "Музыка трудящимся".
Внутри здания сохранилось множество ценнейших элементов интерьера. Среди них особенно хочется выделить несколько роскошных каминов, отделанных резной керамической плиткой. Сохранилась замечательная замысловатая форма оконных рам в стиле модерн, на окнах кое-где все еще стоят ставни. Потрясающе хороша и главная винтовая лестница в холле. Возможно, придет когда-нибудь тот момент, когда все это будет реставрировано, обновлено, доведено до блеска и былого великолепия.