Роберт Джопуа, Sputnik
В разгар курортного сезона Абхазию посещают тысячи туристов. Немногие из них посещают пещеру Абраскила, которая расположена в селе Отап Очамчырского района Абхазии. Мало исследованная карстовая пещера интересна посетителям не только своей дикой нетронутостью, но и мифом, связанным с ней.
"Пещера Абраскила связана с историческими событиями, с мифологическими представлениями абхазов. Она выходит из разряда просто туристических объектов, потому что она несет в себе некий сакральный смысл. Пещер-то много, но очень мало таких памятников природы, которые соединяются с какими-то историческими и мифологическими представлениями", — сказал Кобахия.
Миф об Абраскиле и древнегреческий миф о Прометее очень схожи и, по мнению замминистра, трудно сказать, какой из мифов является первоначальным.
Согласно абхазскому преданию, Абраскил был рожден стать защитником своего народа от чужеземцев. Он вырос крепким, сильным и выносливым человеком. Добыв себе коня Араша, Абраскил стал исполнять свое предназначение. Со временем он стал противостоять не только врагам, но и богам, за что был наказан ими и обессилен. Этим воспользовались недруги богоборца. В наказание они приковали Абраскила и его коня в пещере. Герой древнегреческого мифа, Прометей, также бросил вызов обитателям Олимпа, и также был прикован к скале.
"Греки-путешественники, посещали разные города мира, переименовывали населенные пункты на свой лад. Они могли переделывать и мифы, которые их окружали. Есть предположение, что миф об Абраскиле более архаичный, более древний был когда-то взят греками и переделан в миф о Прометее. Но это как бы наше представление, нам так хочется думать или, может, оно так и есть", — высказал мнение замминистра.
Кобахия отмечает, что миф об Абраскиле существует уже давно, и существует он в устном народном творчестве. Абраскил — некий прообраз человека, который помогал людям. Естественно, продолжил он, любому мифу нужно подкрепление географической локацией. И вот, такая геолокация была найдена в середине XIX века братом прадедушки Батала Кобахия по материнской линии Маджагуа Адлейба.
"Как-то раз Маджагуа шел по горе, захотел выпить воды. Он случайно нашел на горе дыру и услышал в ней шум воды. Подумал, что это колодец, и стал спускать небольшое ведерко. Долго оно спускалось, но до воды так и не достало. Он спустился в отверстие и в кромешной темноте вышел в том месте, где сегодня расположен вход в пещеру. Вход был заросшим кустами и поэтому о пещере никто не знал. Таким образом, миф об Абраскиле обрел географическую локацию. Ведь в мифе упоминается, что Абраскил был прикован в пещере, которая расположена в восточной Абхазии", — рассказал историю Кобахия.
С тех пор поляну, которая расположена у входа в пещеру, именуют Маджагуа иашта (поляна Маджагуа – ред.).
Недавно по делам Батал Кобахия побывал в селе Отап, где прошло его детство. Он посетил пещеру Абраскила и ту самую поляну, которую именуют в честь брата его прадедушки.
"Для меня был очень важным этот выезд. Я в раннем детстве находился в этом селе. Мои жизненные ценности, мое отношение к эстетике, окружающей природе — все формировалось по капельке от деда. В этом селе формировалось мое мироощущение", — пояснил он.
Батал Кобахия считает, что уникальность села Отап в том, что в этом селе находятся две удивительные пещеры, одна из которых овеяна мифами и легендами.