СУХУМ, 26 дек – Sputnik, Асмат Цвижба. Траурные и праздничные башлыки, исторические головные уборы старцев и молодых джигитов были представлены на фотовыставке "Ахтарпа", прошедшей в Центре детского творчества "Аинар" в среду 26 декабря.
Автор выставки, фотограф Ибрагим Чкадуа представил посетителям 12 способов повязывания национального головного убора ахтарпа.
"Головной убор - яркий признак национальной принадлежности. Он отражает и социальное положение его владельца, и возраст, и поводы, по которым их носили. Поэтому мы решили, что эта тема станет интересной и сможет ярко выразить характерные признаки абхазского национального костюма, нашу культуру", - рассказал фотограф.
Соавтор проекта - учредитель фонда "Мост объединения" Елена Лабахуа. Изучением абхазского национального костюма, в том числе ахтарпа, она занимается больше 20 лет.
"Ахтарпа – неотъемлемый элемент абхазского национального костюма. Способы его ношения и повязывания зависели от повода или просто вкуса носителя. Каждый пытался выделиться и быть оригинальным, словом, способ собственной идентификации. Мы хотели показать, что башлык может быть актуальным и современным. Сейчас я вижу, что молодые люди его носят, и наша культура не отторгается", - объяснила Лабахуа.
По словам художника Батала Джапуа, мужчины, носившие ахтарпа, заявляли не только о своем вкусе и оригинальности, но и соответствовали событию и обстоятельствам.
"То есть каждый мог сделать головную повязку в зависимости от того, какое мероприятие его ожидало. Естественно, если это поход или война, то главная цель - удобство, на праздники ахтарпа вязались высоко, чтобы была видна шея", - объяснил художник.
В качестве фотомоделей головных уборов – работы абхазских скульпторов, среди которых исторические персонажи, известные актеры и певцы республики.
"Работать было очень интересно. Нужно было снимать скульптуры, но при этом изобразить их как живых. Повязать башлык на скульптуре намного сложнее, чем на живом человеке ", - добавил Чкадуа.
12 фотографий Ибрагима Чкадуа стали темой ежегодного календаря мобильного оператора "Аквафон" к 2019 году.
"Самое главное, что с помощью этого календаря, каждый сможет узнать для себя много нового о традиционном элементе абхазского костюма, способах и видах его ношения. 2019 год пройдет, но проект будет жить еще много лет, и мы надеемся, что заинтересует не только жителей Абхазии, но и дружеские государства Кавказа, и страны зарубежья", - отметил руководитель отдела рекламы и внешних коммуникаций компании Астан Барциц.
Всего "Аквафон", по словам Барциц, выпустил 2000 экземпляров календаря.